1 декабря в московском центре современного искусства МАРС прошло открытие выставки известного в сети художника-иллюстратора Антона Гудима «Gudim. Offline».
Все мы хотя бы однажды видели его работы в интернете. Забавные, но чаще грустные рисунки, высмеивающие проблемы повседневности, покорили социальные сети. Офисные клерки, жители мегаполиса, зависимые от гаджетов, интроверты, нарциссы, одиночки и мечтатели – в персонажах Gudim каждый может найти себя, если постарается отнестись к собственной рутине с юмором.
Язык его творчества – универсален. Возможно поэтому рисунки Gudim разошлись не только по рунету, но и привлекли внимание жителей других стран. Ведь для того, чтобы понять его работы не нужны слова.
«Gudim. Offline» — дебютная выставка Антона Гудима. Первая попытка переместиться из онлайн-пространства в офлайн. «Приходите, потому что я рисовал, старался», — приглашает художник подписчиков в социальных сетях.
В интервью 7sisters Gudim рассказал о том, как создает свои рисунки, совмещает деятельность иллюстратора с основной работой инженера и осваивает нюансы творчества в интернет-пространстве.
— Сколько лет в общей сложности рисуешь? В какой момент решил, что нужно публиковать работы в сети?
Рисую что-то с детства. Лет 7 назад я начал просто делился своими работами на личной странице, а потом, через два года, решил завести паблик.
— Если бы рисунки приносили тебе стабильный и серьёзный доход, бросил бы работу инженера? Или продолжил бы совмещать?
Если бы доход был сопоставим и если бы из-за деятельности инженера мне бы не хватало времени на рисование, то да, я бы сделал выбор в пользу творчества.
— Твоё образование никак не связано с твоей творческой деятельностью. Никогда не было мысли получить второе высшее в этой сфере? Или пройти какие-то дополнительные курсы, которые помогли бы отточить определённые навыки?
Желание получать второе образование не было, на курсы я ходил порядка года. Это были занятия по живописи и мне они очень нравились. Мои работы технически не очень сложные, так что навыки я оттачиваю не спеша, в процессе создания.
— Твои работы часто публикуют другие паблики без указания твоего имени. Как борешься с нарушением авторского права и борешься ли вообще?
Специально я ничего не ищу, но если мне кто-то кидает ссылку на подобное, то в VK есть необходимый функционал, чтобы заявить на это нарушение.
— Твои рисунки — способ самовыражения или у тебя есть определённая социальная миссия? Например, привести людей к мысли, что в их рутине есть что-то, что пора менять. Или акцентировать внимание на каких-то социальных проблемах.
Я не готов брать на себя социальных миссий. Для влияния на массы есть более действенные способы, и они вообще не в сфере искусства. Мне вполне хватает того, что мои работы находят отклик у небольшого количества людей.
— Рисуешь ли ты свои работы под музыку? Если да, то под какую?
Не только рисую, я делаю многие дела под музыку, но конкретно под творчество мне подходит прог рок, типа porcupine tree, karnivool, tool или интересный инструментал. Крайним понравившимся релизом был VOLA — Applause of a distant crowd.
— В чем ищешь вдохновение помимо бытовых ситуаций? Путешествия, литература, кино?
Я не ищу вдохновения, это так не работает. Есть новая информация, которую я получаю каждый день из разных источников и которую могу использовать как основу для творчества. Это может быть абсолютно что угодно.
— Некоторые твои работы напоминают мемы. Как ты думаешь, у мемов есть шанс стать частью современного искусства?
Я бы не хотел, чтобы мои работы напоминали мемы. А вообще, создать какое-то искусство на базе мемов вполне реально, главное, поторопиться, потому что у них есть свойство быстро устаревать.
— Ты также рисуешь работы на заказ. Есть ли проекты, за которые принципиально не берёшься?
Да. Проекты, в которых нужно принуждать аудиторию выбирать конкретный товар или услугу.
— Ты как-то говорил в интервью, что давно мечтал о своей выставке. Каковы были твои ощущения, когда «Gudim. Offline» наконец открылась?
Где-то за две недели до открытия я поймал себя на внутреннем ощущении счастья, но чем ближе приближалась дата старта, и чем больше я вкладывал сил в работы и организацию, тем более призрачным становилось это ощущение. Возможно, должно пройти какое-то время, чтобы я смог взвешенно дать оценку этому событию в моей жизни.
— На выставках современных авторов люди реагируют на произведения по-разному. Одни отчаянно пытаются найти смысл, другие комментируют каждую работу фразой «Я бы тоже так смог». Наблюдаешь ли ты за тем, как люди на выставке реагируют на твоё творчество?
Нет, но знакомые доносят до меня мнения своих друзей, так что я в курсе некоторых реакций + читаю отзывы и комментарии по поводу выставки в сети.
— Прислушиваешься ли к тому, что пишут люди о твоих работах?
Так как зачастую комментарии бывают диаметрально противоположные — прислушиваться к ним не имеет смысла, за исключением комментариев, в которых действительно отмечали ошибки или неточности.
— Как думаешь, как бы развивалось твоё творчество, если бы интернета не существовало?
Отсутствие интернета повлияло бы не только на сферу творчества, но и на многие другие, так что мне трудно сказать, что бы было в этом случае. Слишком кардинальны были бы изменения.
— Что будешь делать, когда закончится выставка? Какие новые цели ставишь перед собой?
Я буду продолжать рисовать, потому что я немного соскучился по этому занятию из-за длительной подготовки, а время покажет.
Увидеть интернет-хиты Антона Гудима, а также акриловые рисунки, созданные специально к открытию выставки, можно в центре современного искусства МАРС до 31 декабря.