Несмотря на то, что до конца года выйдет еще немало качественных хоррор-картин (среди которых — вторая часть «Оно» по Стивену Кингу), уже сегодня можно говорить о том, что «Солнцестояние» представляет особый интерес для поклонников этого направления в кинематографе. Хотя бы потому, что в нем нет ничего от клишированных ужастиков, но одновременно с этим фильм заставляет пребывать в напряжении на протяжении всего внушительного хронометража.
Зарубежные издания пишут о том, что у картины уже появилась собственная фан-база: ее участники строят теории, связанные с сюжетом и концовкой фильма, и, конечно же, живо интересуются тем, будет ли режиссер и сценарист Ари Астер развивать дальше тематику религии и культов. В его активе пока что можно найти только несколько короткометражек, само «Солнцестояние» и прошлогоднюю «Реинкарнацию», пугающую своей липкой тягучестью и тишиной. В «Солнцестоянии» они тоже есть — и именно они сделают так, что вам будет не по себе.
Сюжет фильма строится вокруг пары: Дени и Кристиан находятся в мучительных, абьюзивных отношениях, разорвать которые не может никто из них. Причем, если сначала хочется сопереживать Кристиану, явно страдающему от мнительности и чрезмерной эмоциональности главной героини, то чуть позже это ощущение меняется: становится ясно, что Кристиан действительно лишь формально поддерживает ее — просто потому, что ему не хватает духу бросить Дени. Вместо этого он зачем-то предлагает ей поехать вместе с ним и его друзьями на праздник летнего солнцестояния в Швецию, побоявшись, что из-за отказа ему снова придется видеть ее рыдания.
Именно после того, как компания прибудет в небольшую шведскую деревеньку на отшибе, и становятся заметны отличия фильма Астера от остальных хорроров. Остальные режиссеры используют тьму и непонятные звуки, исходящие из нее, чтобы напугать зрителя зомби, призраками, духами или очередным маньяком в маске, но Астер пугает неожиданным: оказывается, самые жуткие вещи в вашей жизни могут происходить на поляне, залитой солнечным светом практически круглые сутки! Особо внимательные могут понять это еще в начале фильма, когда нам на протяжении нескольких секунд демонстрируют фреску-спойлер, рассказывающую о том, что произойдет с героями картины в дальнейшем.
Словосочетание «религиозный хоррор» может вызвать зевоту даже у ярых фанатов жанра: ежегодно набирается минимум десяток фильмов про монахинь, изгнание демонов и борьбу с ними с помощью христианской символики. Несмотря на то, что имя Кристиана как раз отсылает нас к христианству, фильм посвящен культу неоязычников, «собранному» режиссером из разнообразных скандинавских сказаний, мифов и религиозных общин. Жители деревни все время улыбаются и веселятся, даже когда совершают то, что человеку XXI века из большого города кажется дикостью и преступлением, выходящим за рамки закона. Народные песнопения, странные ритуалы и строгая цикличность жизни в общине призваны не напугать зрителя, а выбить его из колеи и развить у него паранойю.
Персонаж Дени раскрывает перед каждым зрителем неприятную правду: оказывается, и по сей день существуют люди, которые способны поддаться первобытным инстинктам и забыть о достижениях прогресса вроде законодательной системы, решающей, что можно делать, а что — категорически нельзя. Фильм, как никакой другой, умело играет на контрасте одиночества, которое ждало Дени на родине и чувства семьи, общности, предложенного ей членами культа.