Фильм-шок, который, скорее всего, принесет актеру «Оскар»
Только взявшись за «Джокера», режиссер Тодд Филлипс сразу ясно дал понять: его фильм — отдельная история, не имеющая ничего общего с предыдущими версиями великого злодея.
Да: персонаж взят из вселенной комиксов DC. Но Джокер 2019 года за ее пределами. «Джокер» Филлипса вообще смело можно назвать взрослым авторским фильмом. И это одна из причин, почему о картине так много говорят. Пока конкуренты все еще ориентируются на возрастную категорию 12+ (хотя она давно выросла), DC рискнули сделать что-то разительно отличающееся от кинокомисков-аттракционов для семейного просмотра. И попали точно в цель. Наверное, сказался опыт: ведь DC со своими мрачными и приближенными к реальности историями всегда были аутсайдерами в несерьезном подростковом мире комиксов.
Отныне трилогия о Бэтмене Кристофера Нолана больше не является самым угрюмым кинокомиксом. А Джокер покойного Хита Леджера — больше не единственный и неповторимый. Новая картина дерзко перешагнула эту планку и задала новую.
Но не вздумайте сравнивать Леджера и Феникса. Вопрос, чей Джокер лучше, не стоит. Это два совершенно разных персонажа — пусть с одним именем и похожей историей.
Хит создал великого Джокера, и посмертный «Оскар» получил по заслугами. Но Хоакин Феникс сделал героя (точнее — антигероя) иным.
Джокер Хита Леджера — чертовски обаятельный, умный и хитрый псих, козыряющий меткими умозаключениями и редкой самоиронией: «Я пес, который бежит за машиной. И я бы не знал, что делать, если бы ее догнал». Больше зрители ничего не узнали о персонаже — ни его истории, ни даже настоящего имени.
Джокер Хоакина Феникса совсем другой. Это маленький человек, которого превратило в злодея бессердечное общество. Мы знаем его настоящее имя — Артур Флэк. Мы знаем, пусть вскользь, о его детстве. И на протяжении фильма наблюдаем пугающую метаморфозу: из никчемного человека-невидимки с нервным расстройством, человека-груши для битья, он превращается в опасного для общества человека, обладающего властью. Он сам не сразу понимает, какое могущество в его руках, — но заранее упивается тем, что может сделать.
И вот перед нами уже не безобидный и даже простодушный человек (ведь он до последнего верил, что он неплохой парень!), а безжалостный убийца. Причем благодаря прогрессирующему психическому расстройству парень теперь живет на два мира — в реальном и своем собственном. Понять, где какой, не так легко — и от этого еще более жутко.
Сыграть такого персонажа можно было либо потрясающе, либо не стоило браться. И Хоакин Феникс, у которого и так уже три номинации на «Оскар», просто роскошен. Кто-то из критиков заметил, что «Джокер» — фильм одного актера, на фоне которого остальные (даже великий Роберт Де Ниро) меркнут. И это правда.
Феникс выложился на тысячу процентов. Его талант — в каждом кадре: в умении сыграть только глазами, переключиться за долю секунды с апатии на неудержимую агрессию, истерически смеяться…
Нужно обладать стальными нервами, чтобы наблюдать за этим калейдоскопом эмоций и не съежится инстинктивно в кресло. Возможно, именно из-за этого обстоятельства фильму присвоили рейтинг 18+: психологически это не простая лента.
Хотя западных критиков напугало в «Джокере» не это, а кровавые сцены: в СМИ уже громкий скандал из-за того, что картина, якобы, чересчур жестокая. Но эти обвинения не совсем справедливы. Да: в «Джокере» показывают моменты убийств, не чураясь брызг крови и всего сопутствующего. Но у того же Тарантино подобные сцены выглядят куда более смачно.
В «Джокере» в нужных моментах скользит поверху или же дается план снизу. В итоге вы все же причастны к происходящему, но у вас нет ощущения, что к щеке прилип кусочек чужой плоти.
Так в чем же запредельная жестокость и причина мирового скандала? Конечно, в правде жизни.
В фильме речь про Готэм 1980 года, но несмотря на временной разрыв, отчетливо читаются невыносимые параллели с современной жизнью. Если вы чуть слабее остальных, общество растопчет, растерзает или пнет вас просто удовольствия ради. А еще, если вы бедны, то ваша жизнь — большая серая куча мусора.
Акцент на эти моменты очень удачно сделан с помощью цветокоррекции, которая меняется она от сцены к сцене. Только что на экране был темный убогий город , а через пару секунд — уже пестреет теплая яркая картинка.
Усиливает эффект музыка, к которой, между прочим, приложила руку Хильдур Гуднадоттир — композитор нашумевшего сериала «Чернобыль». Песни с «говорящими» названиями Send In The Clowns Фрэнка Синатры и Smile Чарли Чаплина тоже здорово вписались.
В общем, каждый кадр и звук в «Джокере» — это намек. Уловить, прочувствовать и понять все не так просто. Некоторые даже разглядели между строк призыв к агрессии. И из-за этого, разумеется, тоже разгорелся скандал. В США перед каждым сеансом даже держат полицию наготове — опасаясь появления последователей вымышленного героя. В России пока до этого не дошло: ведь мы привыкли смеяться там, где нет ничего смешного.