«Унесенные ветром», 1939
Картина с неподражаемыми Вивьен Ли и Кларком Гейблом считается прежде всего любовным романом. Но за три с лишним часа можно наблюдать не только страсть кинопары, а историю становления личности Скарлетт О’Хара. Она теряет решительно все — близких, дом, деньги, положение в обществе… Но после каждого удара находит в себе силы подняться, отчаянно наряжается и двигается вперед. А если что-то не получается, она обещает «подумать об этом завтра».
«Все о Еве», 1950
Слоган фильма звучит так: «Это все о женщинах и их мужчинах». И этим все сказано: ведь главная героиня Ева (Энн Бакстер) ловко обвела вокруг пальца звезду Бродвея, чтобы самой сделать карьеру на сцене. Но Ева далеко не простая интриганка — иначе ее история не получила бы в 1957 году сразу шесть «Оскаров» (в том числе «Лучший фильм»).
«Летят журавли», 1957
Советская лента о тяжелой женской доли во время мужской войны. Вторая мировая разлучила Веронику с любимым Борисом. И она надеется и ждет, несмотря ни на что. А все непростые испытания судьбы героиня переносит таким достоинством и стойкостью, что прониклось даже строгое жюри Каннского фестиваля: в 1958 году фильм «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь».
«Гусарская баллада», 1962
Даже во времена Российской Империей встречались женщины, не готовые мириться со своей скромной ролью в тылу. Яркий пример — очаровательная Шурочка Азарова, которая переодевается гусаром и отправляется сражаться против армии Наполеона.
«Персона», 1966
Существует мнение, что женской дружбы не бывает. Но психологическая драма «Персона» вас переубедит. Героини фильма — потерявшая дар речи актриса и ее сиделка-болтушка — демонстрируют ту самую женскую солидарность и взаимовыручку.
«А зори здесь тихие», 1972
Номинированный на «Оскар» 1973 года фильм рассказывает о судьбе пяти девушек-зенитчиц. Нежные, красивые и юные, они мечтали о любви и семье. А вместо этого оказались на жестокой войне… Но ни одна не сломалась. Наоборот: маленький «слабый» отряд проявил такое мужество, что позавидует сильный пол.
«Молчание ягнят», 1990
Еще неопытный агент ФБР Клариса Старлинг (Джоди Фостер) оказывается лицом к лицу с сразу двумя опаснейшими преступниками — охотящимся на девушек маньяком и заключенным доктором психиатрии Ганнибалом Лектером.
Последний по совместительству еще и убийца, каннибал и психологический тиран: в обмен на помощь в расследовании он требует от Кларисы личной истории. Девушке приходится вывернуть душу наизнанку и обнажить все свои слабости — что зачастую страшнее физической боли.
«Тельма и Луиза», 1991
Роуд-муви режиссера Ридли Скотта. Женская дружба как она есть: две приятельницы бросают опостылевшую рутину и никудышных мужчин — и отправляются куда глаза глядят. Без приключений, разумеется, не обходится.
«Фарго», 1996
Предприимчивый менеджер Джерри решает похитить собственную жену, чтобы получить солидный выкуп у тестя.
Но женщина-полицейский разгадает хитрый план — и седьмой месяц беременности ей не помеха. Кстати, эта абсурдная комедия получила два «Оскара»: «Лучший сценарий» и «Лучшая женская роль» (Фрэнсис Макдорманд).
«Джеки Браун», 1997
Стюардесса Джеки работала на торговца оружия, на чем ее и поймали. В тюрьму женщина не хочет, поэтому идет на сделку с ФБР. Правда, так просто сдать босса и выйти из криминального бизнеса не получится: понадобятся хитрость, отвага и, конечно, женские чары.
«Солдат Джейн», 1997
Чтобы избавиться от половой дискриминации в вооруженных силах, сенатор отправляет на военно-морскую базу юную девушку-лейтенанта. Дальше все помнят: героиня в исполнении Деми Мур пройдет все круги ада, но завоюет-таки уважение и признание скептически настроенных солдат-мужчин.
«Беги, Лола, беги», 1998
У Лолы есть всего 20 минут, чтобы спасти возлюбленного от расправы бандитов. Но женщины умеют решить задачки и потруднее — причем за меньший отрезок времени.
«Эрин Брокович», 2000
Мать-одиночка Эрин барахтается в этой жизни, как может. Таких историй вокруг миллионы. На таких женщин смотрят с сочувствием и ничего от них не ожидают. Но главная героиня в исполнении Джулии Робертс докажет: добиться взлета в карьере можно даже с тремя детьми на руках и нищенской зарплатой.
«Догвилль», 2003
Сначала героиня Николь Кидман еле унесла ноги от гангстерской банды. А потом на нее ополчился целый городок деспотов и самодуров, в котором она решила спрятаться. Она одна против всех. Но это еще не повод падать духом.
Дилогия Тарантино «Убить Билла», 2003-2004
Что будет, если женщина жаждет мести? Кровавое месиво в стиле Квентина Тарантино! Точнее — фильм Тарантино с Умой Турман, в котором она воздаст по заслугам всем своим обидчикам.
«Малышка на миллион», 2004
Скромная официантка Мэгги с детства грезит о боксерском ринге. Но прежде, чем выиграть титул чемпиона, ей предстоит бой за право профессионально тренироваться и считаться серьезным спортсменом.
Дилогия «Лара Крофт», 2001 и 2003
Лара Крофт — ролевая модель для всех power women. Еще бы: ведь она такая уверенная в себе, смелая, находчивая и чертовски привлекательная.
«Подмена», 2008
Обратившись к теме женских судеб, режиссер Клинт Иствуд сотворил шедевр. Его история — о матери, потерявшей своего ребенка, и не желающей с этим мириться. Ради призрачной надежды на чудо, что сын еще жив, женщина бросает вызов сильным мира сего, а не уползает в свой уголок пытаться «жить дальше». Это ли не собирательный образ матери, исступленно, до последней капли крови защищающей свое дитя?
Главную роль сыграла Анджелина Джоли, чья красная помада в кадре стала символом силы и любви, а черная подводка — символом скорби и огромной человеческой трагедии.
Трилогия «Голодные игры», 2012-2015
Одним из ключевых факторов кассового прорыва «Голодных игр» стал характер Китнисс (Дженнифер Лоуренс), ломавший привычные зрительские стереотипы. Не красавица, модель или бронебойная королева воинов. Зато очень понятная простая девочка из бедной семьи и прирожденный лидер. Ее звезда взошла «поневоле». Но Китнисс не по-голливудски жизненно подстраивается под обстоятельства или борется против них. Тем и подкупает.
«Гравитация», 2013
Лента о том, что женщина (и только женщина!) сумеет найти выход даже из такой безнадежной ситуации, как авария космического шаттла. Героиня Сандры Буллок в буквальном смысле застряла в космосе. Но твердо решила, что выживет и вернется домой. Спойлер: у нее получилось.
«Джой», 2015
Оскарносная Дженнифер Лоуренс докажет, что гений живет даже в обычных домохозяйках. Фильм основан на реальной истории Джой Мангано, которая в 1990 году придумала самоотжимающуюся швабру.
«Скрытые фигуры», 2016
Америка 1961 года — когда еще было в норме вещей судить человека по цвету кожи и полу. Женщины в те времена были в тени, поэтому главная героиня годами сидела без повышения, несмотря на большой научный талант. И вот ей надоело такое положение вещей — и она начинает войну сразу на два фронта: против расизма и сексизма.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», 2017
Самое страшное для женщины — потерять ребенка. У Милдред Хейс убили дочь. Но даже такое страшное горе не лишает женщину сил бороться против бездействия полиции. Она требует найти убийцу самыми неожиданными способами — и добьется своего.
«Две королевы», 2018
Историческая драма о женщинах у власти. Сирша Ронан и Марго Робби показали, чем приходилось жертвовать женщинам ради короны, и каково жить, когда все вокруг хотят твоего падения.
«Маленькие женщины», 2020
Не фильм, а шедевр. Каждый персонаж (а они все женские) — «иллюстрация» к тому, какой слабый пол на самом деле сильный, добрый, смелый и характерный.
автор: Евгения Подстольная