«Социальная дилемма» — документальная лента, которая вышла на платформе Netflix в конце сентября. Фильм посвящен вреду, который причиняют человечеству соцсети. И вроде мы все знали об этом раньше, но не представляли масштабов проблемы.
«Социальная дилемма»: кто сделал ее популярной в России
Фильм с драматичным тоном повествования далеко не сразу привлек внимание зрителей из России. Его выпустил Netflix, который пришел в нашу страну лишь в середине октября. Но даже это не спровоцировало бум интереса к документалке. Помогла Меган Маркл: у супруги принца Гарри хейтеров и поклонников в России не меньше, чем в Англии. Герцогиню уличили в плагиате, когда во время участия в виртуальном саммите она начала говорить речь об опасности соцсетей. Текстом, который слово в слово совпадал с цитатами «Социальной дилеммы». Теперь о картине все говорят.
О чем рассказывают в фильме
Его снял Джефф Орловски, который специализируется на документалках о разрушении окружающего нас мира. Среди его работ — «Погоня за ледниками», сюжет которой посвящен глобальным изменениям климата. «Социальную дилемму» он называет «рассказом о еще большей опасности».
Картина представляет зрителю реконструированную реальность — жизнь среднестатистической семьи, члены которой активно используют соцсети. Параллельно с ней режиссер берет интервью у специалистов, работавших над созданием Facebook, Youtube и других интернет-проектов. Это инженеры, технические эксперты и другие сотрудники tech-компаний. Когда-то они сами своими руками создали то, что теперь превратилось в проблему. «Нас перестали считать людьми. К пользователям относятся как к товару», — говорит главный рассказчик фильма. Это Тристан Харрис, бывший специалист по этике Google. Теперь он сам борется за то, чтобы вернуть людям свободу. От соцсетей, рекламы, навязанного мнения и «лайков».
«Социальная дилемма» предлагает каждому из нас признать: я зависим от соцсетей. Большинство взрослых проводят в соцсетях не менее 2 часов в день. Школьники легко могут просидеть в Instagram 5-9 часов. Несколько лет назад японцы выяснили, что примерно 1 млн жителей Земли страдает от интернет-зависимости. Они попытались запретить школьникам пользоваться смартфонами, но те начали протестовать вместе с родителями.
Герои документалки говорят, что соцсети стали «слишком умными». Они постоянно следят за пользователями, чтобы знать, какой контент им предлагать. Соцсети манипулируют и предлагают тот контент, который вы будете ненасытно скроллить. А еще они буквально паразитируют на тяге человека к общению и всеобщему одобрению. Замечали, что даже знаменитости удаляют Instagram, столкнувшись с критикой внешности или поведения?
Парадокс зависимости от соцсетей в том, что они часто заставляют нас испытывать отрицательные эмоции. И мы снова возвращаемся в них, чтобы быстро поднять настроение!
Что думают социальные сети о фильме
Желание прокомментировать «Социальную дилемму» возникло у представителей Facebook и Instagram. Конечно же, их мнение резко отличается от точки зрения Джеффа Орловски. «В погоне за сенсацией он потерял саму суть соцсетей», — говорят в Facebook.
Представители компании обвиняют режиссера и других участников съемок в искажении реальности. Они возмущены тем, что соцсети пытаются выставить в негативном свете: «Вместо того, чтобы подробно рассказать о технологиях, в фильме дают слово тем, кто не знает ситуацию изнутри». Среди тех, кто ничего не знает о соцсетях — Тим Кендалл, бывший директор Facebook по монетизации и Джастин Розенштейн, создавший кнопку «Нравится». Сегодня все они осуждают своих бывших работодателей.