Стал ли четвертый сезон популярного сериала «Шерлок» последним — мы не знаем. Создатели сериала дают довольно размытые ответы, однако надежда у фанатов теплится. После последней серии о гениальном британском сыщике у зрителей осталась масса вопросов, на которые ответил Стивен Моффат в интервью. В первую очередь, режиссер не согласился с мнением о чрезмерном драматизме в «Последнем деле»:
— Я не знаю, люди будут писать в своих блогах о том, какой я злой, если скажу, что хоть чем-то там горжусь! Мне нравится насыщенность сюжета. За ту же входную плату вы получаете столько событий. Заключительный отрезок серии, где они торопятся, пытаясь остановить падение самолёта, решают загадку, утопление Джона Ватсона – я просто подумал, что всё это головокружительно и весело».
Большинство зрителей узрели в главном злодее второй серии — миллиардере Калвертоне Смите — Дональда Трампа.
— Только с точки зрения общего беспокойства о том, что знаменитости, кажется, как бы подчищают за собой все свои грехи, становясь популярными. И теперь Америкой будет управлять совершенно неквалифицированный человек. Это чрезвычайная и, возможно, фатальная ситуация для всего человечества – и это не преувеличение. Это может стать величайшей в истории человечества ошибкой – дать этому человеку ядерные коды. Мне кажется, здесь заложена идея того, что знаменитость может позволить себе преступить границы дозволенного, чего нельзя сделать простым смертным. Трамп позволил себе поведение сексуального хищника, это было самое настоящее нападение, я считаю, что это недопустимо. И он не один такой среди знаменитостей. Просто он стремится к тому, чтобы стать самым влиятельным в мире».
Не обошел Моффат тему эффектного появления в последнем эпизоде главного антагониста сериала — Джима Мориарти.
— Ситуация с возвращение Мориарти обернулась в поговорку «и волки сыты, и овцы целы»: он вернулся, но только во флешбэке, Было одно незавершенное дельце, но мы всегда говорили совершенно чётко: он мёртв. Люди говорили, что мы всё подстроили, но ведь сцена на крыше была такой сильной: он покончил с собой, только чтобы выиграть в споре. Мы бы всё разрушили, если бы позже оказалось, что он жив. Было здорово вернуть на съёмочную площадку Эндрю, идея пришла на ум в последний момент, нам нужен был флешбэк, чтобы заполнить время в отрывке, где рассказывалось, как это произошло. У нас появилась великолепная возможность вернуть Мориарти на две минуты, создав при этом видимость, что он прибывает в форт в наши дни. Было забавно.
Фанаты сериала остались недовольны незавершенных историй Шерлока с Ирен Адлер и Молли Хупер.
— В ситуации с Ирен Адлер у меня нет причины полагать, что Шерлок лжёт, говоря, что ему нравится игнорировать её смски. Там не было никакой новой информации. Мы всегда знали, что он спас её, что она на самом деле жива. И, если вы были внимательны, то заметили, что они всегда оставались на связи – на столе в палате Шерлока в 3 сезоне стояла ваза с розой от неё. Если вы призадумайтесь об этом, он спас её, они вместе бежали оттуда, очевидно, что какой-то контакт да был. Что касается Молли, то она справится со всем, как обычно. Можно догадаться, что позже Шерлок скажет ей: «Мне очень жаль, но это был код, я думал, что твоя квартира заминирована», а она ответит: «Ну, ладно, всё нормально, сволота ты эдакая». И их отношения придут в норму, так и бывает у людей. Не понимаю, зачем было ещё вставлять это момент в эпизод. Разумеется, она простит его, и наш подросший Шерлок в будущем будет более осторожен с её чувствами. В конце сцены Молли выглядит немного уязвлённой, а он – совершенно опустошённым. Он разбивает гроб, он сам разваливается на кусочки, он расстроен сильнее, чем она, и это огромный шаг в развитии Шерлока. Вопрос в другом: сам Шерлок пережил эту сцену? А Молли, наверно, выпила, пошла прогуляться, переспала с кем-нибудь, не знаю. С Молли всё в порядке.