Легенда монументального искусства, Вера Мухина создавала произведения, которые пережили свою эпоху. Монумент «Рабочий и колхозница» принес ей всемирную известность, став символом советской идеологии. Несмотря на явную политизированность, скульптура остается заметным произведением, чью мощь сложно игнорировать даже при смене политического и идейного курса страны.
Первоначально идея создать скульптуру, изображающую фигуры рабочего и колхозницы, пришла к архитектору Борису Иофану, автору известного «Дома на набережной». Чтобы найти исполнителя, был организован закрытый конкурс, в котором среди четырех участников единственной женщиной была Вера Мухина.
К тому времени она уже была известным художником — ее скульптура «Крестьянка», изображавшая крепкотелую русскую женщину, экспонировалась на международной выставке в Венеции. Позднее оригинал статуи перешел в музей Ватикана в Риме. Монументальность форм и яркость художественного образа стали характерными чертами мухинского стиля — за ней закрепилась слава.
Каждый из приглашенных скульпторов воплотил идею Иофана по-своему, но только Вере удалось передать уверенность и одновременную незавершенность стремительного движения фигур. Эта незаконченная динамика словно говорила зрителям, что Советский Союз движется вперед и страну ждет много великих дел.
Вера вложила в монумент больше, чем политический замысел. В 1912-14 гг. она училась в парижской Академии Гранд Шомьер у великого Эмиля Антуана Бурделя, автора «Геракла, стреляющего из лука». Возможно, от него Вера переняла любовь к греческим статуям и восхищение эстетикой человеческого тела. Позднее Вера путешествовала по Италии, изучая эпоху Ренессанса с ее централизацией на личности. Эти две страсти угадываются в «Рабочем и колхознице» — фигуры получились волевыми, сильными и идеально атлетичными.
Конечно, сам просмотр конкурсных работ не прошел абсолютно гладко: Вячеслав Молотов, глава комиссии, был недоволен шарфом колхозницы. По его мнению, это придавало легкомысленный вид скульптуре. На что Мухина спокойно ответила, что шарф «нужен для равновесия», подразумевая необходимую для гармоничной композиции горизонталь. Но Молотов, не сильно искушенный в вопросах изобразительного искусства, решил, что аксессуар необходим для технического равновесия монумента и одобрил работу Веры Игнатьевны.
Работа над созданием скульптуры шла в 1937 году — ставшие к тому времени почти привычным делом доносы не обошли и Мухину. Директор завода, на котором изготавливались фрагменты для монумента, написал донос на Веру и ее команду. Он уверял, что те намеренно затягивают сроки работы, а в очертаниях скульптуры угадывается профиль социал-демократа Троцкого.
Правительственная комиссия и даже Сталин не нашли сходства, но все же последствия доноса были. Уже после Парижской выставки, где представили монумент, несколько инженеров были репрессированы. Тем не менее, сам монумент имел оглушительный успех: во Франции начали продавать сувениры с изображением «Рабочего и колхозницы», а в Испании напечатали марки с силуэтом скульптуры.
Монумент был признан эталоном социалистического реализма и стал триумфом ее творчества. Мухина убедилась, что не только внешняя мощь и гигантские размеры (высота — 24,5 метров и вес более 80 тонн) поразили людей. Казалось, все понимали идейное содержание монумента, отразившего силу индустриальной эпохи. «Впечатление, произведенное этой работой в Париже, дало мне все, что может пожелать художник», — эти слова написала Вера, описывая ощущения от выставки.
Тем не менее, повторить успех больше не удавалось: большая часть идей так и не нашли своего воплощения. Власть неоднозначно относилась к Вере Мухиной — ее макеты находили двусмысленными, а заказы на создание портретов членов политбюро она игнорировала.