В этот день 90 лет назад родился один из величайших режиссеров в истории кинематографа – Стэнли Кубрик, подаривший миру «Заводной апельсин», «Сияние», «Космическую одиссею», «Лолиту» и другие шедевры.
Закрытый образ жизни Кубрика породил множество слухов и мистических теорий: одни считали его гением, другие – психом. «Стэнли не был сумасшедшим в медицинском смысле. Он не был безумцем. Он был одним из умнейших когда-либо живших людей», — опровергали сплетни о режиссере в британских газетах.
Каким же был на самом деле Кубрик и в чем заключалась его гениальность? Вспоминаем интересные факты из жизни и творчества режиссера:
«Я ничему не научился в школе и не прочитал ни одной книги, пока мне не исполнилось 19 лет», — вспоминал Кубрик. На день рождения отец подарил ему фотоаппарат. Это событие оказалось поворотным моментом в жизни режиссера. Кубрик всерьез увлекся фотоискусством и вскоре получил работу фотографа в журнале Look.
Первый фильм Кубрика убедил снять его друг Алекс Зингер. Им стал короткометражный «День схватки» о боксере Уолтере Картире. Уже в первой картине проявился режиссерский почерк Кубрика — гениальное использование крупных планов, необычное панорамирование, наплыв.
Еще одной особенностью творчества Кубрика стала его ненависть к дубляжу. Режиссер яростно боролся за то, чтобы его фильмы смотрели исключительно в оригинале с субтитрами, а еще лучше – без них.
Экранизация романа Энтони Берджесса «Золотой апельсин» произвела на зрителей такое сильное впечатление, что в Великобритании вспыхнула целая серия убийств, пародирующих сцены насилия из фильма. Волна ненависти была настолько сильна, что Кубрик и его семья начали получать угрозы от неизвестных. В конце концов, показ фильма был запрещен в кинотеатрах Великобритании и разрешен только после смерти режиссера.
И автор «Заводного апельсина» Энтони Берджесс, и Стивен Кинг, написавший «Сияние», были неприятно впечатлены экранизациями своего творчества. Жена Берджесса и его литагент, например, хотели покинуть кинотеатр после первых десяти минут, но писатель решил, что это выглядело бы вызывающе. А Стивен Кинг не одобрил актерский состав и измененный сценарий и еще во время съемок перестал общаться с Кубриком.
На съемочной площадке Кубрик отличался особой деспотичностью. Режиссер заставлял актеров доводить каждую сцену до совершенства, снимая, порой, до 100 дублей. Каждый съемочный день в «Сиянии» Кубрик принуждал актеров смотреть «Голову-ластик» Дэвида Линча, а исполнительницу главной роли Шелли Дюваль режиссер не раз доводил до истерики. Иронично, но мучения актрисы завершились «Золотой малиной». Но, главное, что режиссер остался доволен.
Кубрик был закрытым человеком, он не любил выходов в свет и выступлений перед СМИ. У общественности не было представления о внешнем виде режиссёра, и в Англии начали появляться самозванцы, выдающие себя за Кубрика. Одним из самых знаменитых притворщиков стал Алан Конуэй. Его история позже легла в основу фильма «Быть Стэнли Кубриком».
Гениальность Кубрика не принесла ему «Оскара» за лучшую режиссуру. Исключением стала «Космическая Одиссея», выигравшая золотую статуэтку в номинации «лучшие спецэффекты». Тем не менее Кубрик сделал большой вклад в мировой кинематограф и стал вдохновителем таких режиссеров, как Квентин Тарантино, Стивен Спилберг, Пол Томас Андерсон.