Мы часто думаем, что классическая литература обязательно должна быть хорошей: а значит, любой приличный человек должен прочесть эти книги. То же самое касается мультфильмов для детей. Старое автоматически кажется качественным и годным к просмотру.
Но давайте посмотрим правде в глаза. Кому бы хотелось, чтобы дочь выросла похожей на Анну Каренину? Получила судьбу Сонечки Мармеладовой? Катерины, которая «луч света в темном царстве»? По-честному, наверное, никому. Да и с мультиками картина будет примерно той же: многое из того, что 30 лет назад казалось вполне нормальным, сегодня вызывает недоумение, утверждает психолог и психотерапевт Елена Колесниченко. Почему так происходит? Самое простое объяснение — меняются времена, меняются культурные стереотипы, поэтому современному человеку может не подойти то, что было хорошо для старших поколений.
Не вся классическая литература полезна
Мы дружно писали сочинения про «загадочную русскую душу» — кто-то сейчас может вспомнить, чем она такая уж загадочная? И, главное, почему это должно быть так уж хорошо? Давайте попробуем вспомнить хотя бы одну героиню русской классической литературы, которую можно было бы смело брать в качестве ролевой модели для современной девушки. Женщины.
У вас получилось вспомнить хотя бы кого-то, кто прожил жизнь счастливой? Ну, хотя бы радостной? Свободной? Сделавшей карьеру, нашедшей свой путь? Не получается. В англоязычной литературе такие персонажи есть — то есть дело не в том, что были какие-то не те времена, что господствовал патриархат (он и сейчас никуда особо не делся, давайте начистоту). А значит, отечественная классическая литература по какой-то причине воспевала женщин с трагической судьбой. Если любовь — то в омут с головой. Или под поезд. Никакая женщина не была счастлива сама по себе. Но всегда — в качестве приложения к мужчине. Кому хочется подобного в наше время?
Конечно, это вовсе не значит, что не нужно читать Лермонтова, Достоевского или Чехова. Нужно, но не просто стоять над душой у ребенка, а обсуждать с ним, почему и как написана книга. Спрашивать у него, а как поступила бы Анна Каренина или Маша в «Дубровском», живи они в наше время?
Не все советские мультфильмы сегодня вызывают восторг
А мультики? Мышонок, который играл на гитаре и пел «Какой чудесный я и песенка моя»? Он подлежал порицанию и перевоспитанию бобрами-строителями. Ведь брякать на гитаре — это так, баловство. Серьезная работа — это вот кирпичи класть. Или там машину водить. А сегодня этот мультик, снятый наоборот, вполне мог бы стать пособием по обретению креативности и свободы самовыражения, правда?
…И диснеевские тоже, кстати
Современные девочки не понимают: а где был папа Золушки? А почему она (или Белоснежка) не встала и не вышла, если ей было так уж плохо с мачехой и сестрами-злыднями? И это очень правильные вопросы ментально здорового человека.
Вообще целая плеяда героинь вызывает недоумение: цель и счастье — выйти замуж за принца. Чтобы жить долго и счастливо (но в самом мультике все заканчивается красивой свадьбой, а вот будни… Ну что будни, с ними все понятно).
Новая фем-оптика мультфильмов
И тут мы с изумлением смотрим «Холодное сердце». «Райю и последнего дракона». Потрясающий мультик «Легенда о волках» или «Храбрая сердцем». И что же? Оказывается, сестринский поцелуй — это вполне себе истинная любовь. Что женская дружба ничуть не менее ценная, чем обретение благосклонности какого-то там принца. Что женщина вообще сама по себе может быть ценностью. Главной героиней, которая сама определяет, что сделает ее счастливой. И знаете что? Пожалуй, этот мир интереснее. Честнее. Ярче. С этих героинь, пожалуй, хочется брать пример.