Чайлд-фри — это люди, которые сознательно отказываются заводить детей. Они могут нормально относиться к племянникам или детям друзей (то есть не являются хейтерами детей), но рожать сами никогда не станут. Почему так происходит?
Какие-то пятьдесят-сто лет назад вопроса, заводить детей или нет, чаще всего не стояло. Если люди вступили в брак и спят в одной постели — дети будут автоматически. С контрацепцией и в наши дни кое-где дела обстоят не очень, а тогда ее не было вообще. Если же люди жили в браке, но детей не было — сразу было понятно: у них проблемы. Знати и аристократам дети нужны были, чтобы передать титул, земли, замки и богатства, крестьянам — хозяйство, купцам — магазины и прочий бизнес.
Сейчас выбором чайлд-фри никого особо не удивить, считает психолог Александр Лебедев. Аргументация тех, кто сознательно выбрал не рожать детей, кажется логичной и разумной. Это во многом позиция ответственных и и серьезных людей, а не инфантильных эгоистов, которые желают жить только в свое удовольствие (как порой принято думать). Что это за аргументы?
1. Несовершенство мира
Действительно, глядя на то, с какой скоростью человечество уничтожает собственную планету и разрушает экологию, порой так и хочется попросить другой глобус. Этот такими темпами очень скоро придет в полную негодность, к сожалению. И отказ приводить ребенка в такие условия кажется не такой уж бредовой идеей.
2. Религиозные и философские взгляды
Если человек считает, что жизнь — страдание, то вполне понятно нежелание рожать нового человека, если он заранее обречен быть несчастным. Терпеть боль (моральную, эмоциональную и ментальную). Кроме того, в мире действительно уже живут миллионы одиноких страдающих детей без родителей — зачем множить это количество?
3. Желание личной свободы
Если женщина не готова добрых два десятка лет (а на практике — вообще всю жизнь, честно говоря) посвятить интересам одного (трех, пяти) других людей, которые от нее зависят? Пожалуй, будет честнее просто жить одной и наслаждаться своей свободой.
А почему нет? Никто никому ничего не должен, дети не просят нас их рожать — почему же такая женщина должна испытывать угрызения совести, если она выбирает другой смысл жизни, в котором детям нет места?
4. Бремя ответственности
Это не так уж и просто, на самом деле: признать, что ты не хочешь ни за что отвечать. Ни за себя, ни за того парня, ни за — тем более! — беззащитного ребенка, который очень долго будет в зависимом от тебя положении.
Разница только в том, что те взрослые, которые не признались себе в этом, проклинают потом своих рожденных детей (или просто их не любят и терпят). Или оставляют их в детдоме. А чайлд-фри с самого начала говорят о том, что не берут на себя ответственность. Ну и чья позиция более здравая?
5. Желание реализоваться профессионально
Даже в благополучном обществе работающая мама с приличным окладом и возможностью нанять няню оказывается в более проигрышном положении по сравнению со своей бездетной коллегой. Просто потому, что ребенок — даже если он не болеет и все хорошо — нуждается во внимании. И мама нуждается в контакте с ним. А в нашей стране вопросы быта и ухода за малышом — это по-прежнему забота женщины. Да, карьеру при этом построить можно — но чего это стоит самим женщинам! Каким стальным характером и волей нужно при этом обладать! Далеко не все на это готовы.
6. Дороговизна счастья иметь детей
Разговоры про зайку и лужайку мало утешают тех, кто садится просто посчитать, в какую сумму выльется удовольствие зачать (для некоторых), выносить, родить и вырастить ребенка до совершеннолетия. Честно, это очень дорого. А наблюдение за тем, как растут некоторые дети в статусе «придорожной травы» (во всех смыслах) только утверждают в мысли, что если денег не хватит — то может, лучше и не надо?
7. Страхи и личные комплексы
Не все рожают ребенка для того, чтобы избавиться от одиночества или решить свои личные застарелые комплексы. Но некоторые — уж точно. Вряд ли такие дети растут счастливыми, верно? Если женщина всей своей сутью понимает, что она не хочет ребенка — то стоит, действительно, сперва разобраться с собой?