Женщины в сложной ситуации плачут, делятся своими эмоциями и разговаривают с близкими. А вот мужчины порой уходят в себя и делают вид, что они в полном порядке. Почему так происходит, чем это чревато и что делать в таких случаях?
Нас так воспитывали: ты же девочка, будь аккуратной. Ты же мальчик, реветь нельзя. Слабым быть нельзя. Показывать страх нельзя. Мы выросли с уверенностью, что мужчина должен быть суперменом: пришел, увидел, победил. Поигрывая бицепсом. Понятно, что это миф и самообман, который тиражировался долго, десятилетиями — да что там, вся культура патриархата пронизана им насквозь.
Что происходит с мозгом во время стресса?
На любую внезапную стрессовую ситуацию мозг реагирует тут же: он блокирует синтез гормона окситоцина. Зато количество адреналина в организме резко повышается. Но если у женщин уровень гормона удовольствия и счастья падает до критических значений (внешне это может проявиться истерикой, состоянием плаксивости или заторможенности). То у мужчин окситоцин уменьшается не так сильно — то есть опасности как бы нет, — сигнализирует мозг.
Адреналин же кипит и требует действий — и вот такой мужчина обнаруживает, что «есть упоение в бою». Ну и так далее. Но расплата наступает быстро — эмоциональная и ментальная. И что потом?
Невозможность пройти все стадии горевания
А потом получается столкновение личных интересов с социальными установками, с культурными ценностями. Мужчина вроде бы и рад как-то там пострадать. Помолчать. Погрустить или поделиться переживаниями. Но он боится, что его будут порицать или просто не поймут — поэтому он либо делает вид, что все в порядке. Либо начинает искать способы самостоятельно справиться с горем (стрессом, переживанием любого типа). И эти способы обычно такие себе — от увлечения экстримом до банального бытового пьянства.
Да, женщины с комплексом отличницы тоже порой реагируют на стресс подобным образом — особенно те, что являются руководителями, выросшими старшими сестрами, которые привыкли отвечать за младших и слабых. Их гормональная система порой работает по такому вот «мужскому типу», — утверждает психолог Константин Лукин. Поэтому им тоже очень важно научиться сбрасывать негативные эмоции экологичным способом, не раня себя самих.
Невозможность получить поддержку
Плакать у друга на плече мужчина вроде как не может. Часами висеть на телефоне, обсуждая с приятелем, что и как с ним стряслось, тоже не принято. А к психологам обращаться тоже пока не считается общепринятой нормальной практикой. Женщина не знает, как помочь мужчине — ведь он же сильный, он же молчит и ничего не говорит (часто это и правда так). А на робкие вопросы или попытки выведать, что с ним происходит может и проявить агрессию.
В итоге «вылезает» психосоматика, скачет давление, начинают сбоить внутренние органы, сосуды, сердце. А потом вот такие «молчуны» в белой майке «Крепкого орешка» Брюса Уиллиса ложатся в больницу с инфарктом. Или еще чем похуже. Или — здравствуй, серьезная депрессия и ментальные проблемы.
Что делать близким в подобной ситуации?
Искать способ достучаться до мужчины. Не обижаться на его молчание или рычание сквозь зубы. Спокойно объяснять необходимость посещения психолога или хотя бы дружеской беседы с адекватным и мудрым другом.
Нельзя шантажировать своими эмоциями, семьей, общением с детьми. И уж тем более ни в коем случае нельзя выяснять, чей стресс сильнее, чье горе глубже и острее (если происходит нечто объективно очень неприятное и страшное для всех — и для мужчин, и для женщин).