Было ли у вас такое, что в школе всем нравился какой-то популярный музыкант-красавчик, а вам нет? Но при этом на вопросы одноклассниц вы отвечали, что тоже от него без ума. Ну, просто потому что не хотелось быть белой вороной. Так вот так работает социальное одобрение.
Что такое социальное одобрение
Это принцип, по которому люди оценивают «правильность» своих и чужих поступков. И это то, что влияет на наше поведение. Чаще всего — неосознанно. Каждый день мы выполняем какие-то социально одобряемые действия и не замечаем этого. Например, мы привыкли, что в общественном транспорте старшим нужно уступать место. А еще, что в офисе никому не нужно знать, что у вас «эти дни». Поэтому будьте добры отправиться в дамскую комнату вместе с сумкой (это же совсем не выглядит подозрительно). Если человек видит, что вокруг него все думают или поступают одинаково, то он с большей вероятностью последует их примеру. Возможно, они знают что-то, чего не знает он. И если они делают так — значит, это правильно.
Как это работает на практике
Социальное одобрение — это механизм манипуляции, который часто используется в рекламе. Покупали ли вы что-то просто потому, что об этом товаре рассказывала ваша любимая знаменитость? Или, может, на ваш выбор повлияли чьи-то отзывы? Рекламодатели знают, как заставить вас купить их товар. Например, говоря про новый курс в онлайн-школе, кураторы не забудут упомянуть известные бренды, с которыми сотрудничают. Потому что так вы решите, что с этой компанией действительно можно иметь дело. Ведь большие корпорации никогда не будут работать с непрофессионалами. Кроме того, в рекламе часто делают акцент на том, что сейчас «популярно». Если люди выступают за этичность и экологию, то в рекламе не забудут упомянуть, что в товаре нет никаких вредных примесей. И вообще, он полностью натуральный. Этот маркетинговый ход тоже сработает. Особенно, если слова подтвердят отзывы довольных клиентов.
Как нам это мешает
С рекламой все понятно: люди просто хотят, чтобы у них что-то купили. И для этого они используют любые манипулятивные средства. Сложнее — отследить влияние социального одобрения на нашу жизнь. Хотя на самом деле очень многое мы делаем именно под его воздействием.
- Меняем свою точку зрения. Если это угодно тому, кто нам важен. Например, в профессиональном плане.
- Боимся сказать нет. Понимая, что отказ может привести к не самым лучшим последствиям, мы соглашаемся. Потому что боимся не оправдать ожидания или не угодить.
- Принимаем критику близко к сердцу. Ведь все мы ждем похвалы за свои действия. Отсюда растут ноги нестабильной самооценки. Я — хороший, только когда сделала что-то «хорошее».
- Не самовыражаемся. Легче сделать так, как все, чем попробовать что-то другое. Вдруг кто-то неправильно меня поймет?
- Соглашаемся. СМИ внушают нам, что есть «пляжное тело», а лишние килограммы лучше всего прятать под одеждой. И мы согласны с этим. Поэтому после зимней спячки обязательно идем в спортзал. Нужно же успеть подготовиться к новому пляжному сезону.
- Не жалуемся, когда получаем неудовлетворительный заказ. В лучшем случае кладем официанту меньше чаевых или больше не приходим в этот ресторан/магазин. Потому что никто не любит сварливых клиентов.
- Притворяемся, что знаем или понимаем что-то, даже когда это не так. Так как боимся показаться недостаточно образованными в чужих глазах.
- Извиняемся, когда не должны. Потому что переживаем, что можем задеть чьи-то чувства.
Продолжать можно бесконечно. Мы проверяем лайки в соцсетях, расстраиваемся, когда от нас кто-то отписывается. Не высказываемся по вопросам, которые действительно нас волнуют. Боимся сделать что-то не так. Но стоит помнить, что вы — это единственный человек, чье мнение на самом деле важно. И какой бы идеальной вы ни были, все равно найдутся те, кто будут осуждать ваше поведение. Поэтому старайтесь все-таки больше прислушиваться к себе.