Менструация годами оставалась запретной темой — и продолжала бы, если бы феминизм и бодипозитив не набирали свою популярность так стремительно. Теперь об одном из важных моментов в жизни любой женщины говорят все громче.
Дестигматизация менструации — сегодняшняя реальность
О менструации начали говорить в последние годы очень активно и, что куда важнее, открыто. Все это приводит к тому, что в туалетах кафе, ресторанов и даже обычных заправок появляются женские прокладки и тампоны — просто так, россыпью. Блогеры, звезды и инфлюэнсеры наперебой рассказывают о том, как и когда они узнали впервые о месячных и с какими сложностями столкнулись. Выпускается все больше книг, посвященных вопросам женской гигиены и сексуальному образованию подростков.
Наталья Водянова, например, вместе с Фондом Организации Объединенных Наций в области народонаселения (UNFPA) в прошлом году провела рекламную кампанию. В ней она представила менструальный набор, о котором модель и мама рассказывала у себя на странице в инстаграм. Там же она охотно отвечала на вопросы подписчиков — среди них были и очень откровенные.
Мужчины, которые боятся женщин
Одни женщины готовы списать на ПМС вообще все, а другие яростно открещиваются от него в принципе, гордо заявляя, что них такого нет и никогда не было. Становится понятно, откуда растут ноги у мемов и порой чрезвычайно глупых шуток и анекдотов про женщин в ожидании месячных. «Проблема вот в чем: пока женщины не научатся понимать, что происходит с телом и психикой в это время, пока не начнут говорить об этом вслух — спокойно и с юмором, никто никогда не начнет относиться к синдрому ПМС так же. С уважением, теплом и пониманием», — утверждает психолог и сексолог Ана Бриджес.
Далеко не каждый представитель сильного пола проявляет интерес к тому, что испытывает его девушка или жена в преддверии месячных. Некоторые и вовсе не воспринимают всерьез женщин во время менструации — или ведут себя так, как будто их вторую половинку подменили. «Стараюсь держаться подальше», — признаются многие мужчины в соцсетях. И все-таки 14% жизни женщины приходится на период менструации, поэтому мужские журналы все чаще выпускают гиды в духе «все, что тебе нужно знать о ее месячных». И это прекрасно.
Здоровье каждой из нас может быть под угрозой
Об интимных проблемах не принято говорить вслух: это касается и венерических заболеваний, и женского обрезания, и менструаций. Но если замалчивать проблему, она не исчезнет — взять хотя бы практику подпольных абортов. Девочкам и девушкам психологически трудно обсуждать месячные с подругами или мамами, а от словосочетания «визит к гинекологу» у многих начинается паническая атака.
Но ведь любое отклонение от нормы в менструальном цикле или характере выделений (да, иметь их — совершенно нормально, и пахнут они вовсе не розами!) может свидетельствовать о проблемах по женской части. Мы должны привыкнуть к тому, что мамы сами рассказывают дочерям с раннего возраста, что и как происходит с телом малышки, которая превращается в подростка, а затем и в женщину.
Реклама прокладок стала более реалистичной
В рамках борьбы со стигматизацией месячных их создатели все чаще используют в видео жидкость красного цвета, которая напоминает кровь. До этого десятилетиями ее роль исполняла странная голубая водичка, которая ассоциировалась скорее со средствами бытовой химии. И это еще один маленький шаг навстречу идеальному миру, в котором не стыдно говорить о менструации и всем, что с ней связано.