Мир на днях содрогнулся: на карте появилось новое террористическое государство. Талибы захватили власть в Афганистане и уже начали убивать несогласных с их методами — мужчин, женщин. Почему феминизма в стране нет и не будет, а девочек и женщин лишат даже тех немногих прав, которые у них были?
Аналитики предрекают откат в мрачное Средневековье с варварскими обычаями, в частности, девочек в стране снова начнут массово обрезать, запретят им учиться и жить нормальной жизнью. Зарифа Гафари, самая молодая в истории Афганистана и мусульманских стран вообще женщина-политик (ей всего 27 лет) и мэр города Майдан-Шарх отказалась покинуть страну: «Я буду просто сидеть здесь и ждать, пока меня убьют», передает ее слова Нью-Йорк Таймс. Ей некуда бежать — да и незачем: женщина полагает, что ее и ее сестер по всей стране ожидает незавидная и трагическая участь.
Во многих странах мира женщины могут свободно учиться, путешествовать, выбирать, кем им работать и как одеваться — но женское обрезание продолжают практиковать в странах Африки и Востока, да и в нашей стране этот жестокий обычай тоже практикуют. Казалось бы, зачем об этом знать цивилизованным женщинам? Все дело в том, что под нож коновала обрезанные матери, корчившиеся неделями от боли и годами лечившие заболевания, отводят своих дочерей сами. Все дело в том, что у единиц достает смелости встать и сказать: послушайте, я обрезана. Это отвратительно, чудовищно и бесконечно больно и я не хочу, чтобы миллионы женщин планеты проходили через эту убийственную процедуру.
Все дело в том, что ситуацию спасет только одно: массовое просвещение женщин во всем мире. О проблеме нельзя молчать, напротив — о ней нужно писать в глянцевых журналах и популярных блогах, только так можно остановить мракобесие.
Если мужское обрезание считается хирургической процедурой, выполняемой в том числе и в гигиенических целях, то с женским все намного сложнее. Единственная цель, которую преследует тот, кто выполняет женское обрезание — лишить будущую женщину возможности получать сексуальное удовлетворение в постели, одновременно поставив ее жизнь под угрозу.
Существует ли женское обрезание в XXI веке
Противники феминистических инициатив часто утверждают, что «в мире не осталось законов и ситуаций, ущемляющих женщин». Сам факт существования женского обрезания говорит об обратном: сегодня против него активно выступают многие организации, в числе которых ООН. В прошлом году она выпустила Глобальную повестку, значительная часть которой посвящена планам организации избавиться от самого факта женского обрезания во всем мире к 2030 году. И в этом же документе впервые была обозначена ужасающая цифра — 200 млн женщин, живущих в данный момент на нашей планете, принудительно подверглись обрезанию.
В некоторых странах данных просто нет: это значит, женщинам запрещено рассказывать о своем травмирующем опыте, но это вовсе не является свидетельством того, что варварские операции не проводят. Их делают, и от того, что мир делает вид, будто этого нет, становится еще страшнее.
Немного статистики: в Египте обрезано до 87% женщин, столько же в соседнем Судане, в Сомали — 99%, в Гвинее это 95%. Эфиопия — 65%, Эритрея — 83%. Либерия может «похвастаться» цивилизованным подходом к вопросу: это «всего» 44%. Данных по Афганистану у международных организаций нет уже очень давно, и это говорит только об одном: в стране очень давно предпочитают замалчивать проблему, а не искать пути освобождения женщин от этой дикой операции. Но, судя по недавним высказываниям представителей движения «Талибан», лучше однозначно не станет. Женщины будут за руку отводить дочерей под нож или бритву, а тех, кто посмеет подать голос против, будут не просто лишать возможности жить полноценной жизнью (сексуальной, в том числе) — жизни будут лишать вообще. Без суда и законов.
Cтолкнуться с проблемой женского обрезания можно и в российских реалиях — здесь и сейчас. Так, уже несколько дней в Рунете обсуждают историю 9-летней Аиши из Грозного, которой обманом сделали обрезание в прошлом году. Отец девочки давно развелся с ее матерью, но прошлым летом стал настаивать на том, чтобы Аиша вместе со старшим братом приехала к нему в гости, в Нальчик.
Там он попросил вторую жену отвести девочку на обрезание, а затем отправил ее домой вместе с братом. Это было летом: девочке наложили повязку на открытую рану, она протекла и все платье ребенка было в крови…Мать Аиши говорит, что девочка после этого отказывалась от еды, у нее поднялась температура. Когда 36-летняя Лина спросила экс-супруга о том, зачем он это сделал, его ответ был лаконичным: «Чтобы не возбуждалась».
Лина обратилась в прокуратуру Ингушетии и Следственный комитет Чечни летом 2019 года. В ходе судебных заседаний выяснилось, что врач Нальгиева Изаня Иссаевна, делавшая обрезание девочек и заявленная в соцсетях клиники с невинным названием «Айболит» как гинеколог-кандидат медицинских наук, на самом деле числится медсестрой в стоматологическом отделении. Лина рассказывает, что Изаня Нальгиева в суде «придумывает ее дочери какие-то несуществующие болезни», пытаясь оправдать обрезание. Шокирует мать ребенка и то, что судья предложил сторонам примириться, потому что «девочке уже не поможешь». Гинеколог Нальгиева по-прежнему оказывает услуги женского обрезания. Цена за искалеченную женскую жизнь по прейскуранту — 2000 рублей.
Примечателен и тот факт, что Лина говорит, что не хочет «связываться» с бывшим мужем и привлекать его к ответственности. Причина очевидна: будучи юной и влюбленной в супруга, девушка сама согласилась на обрезание, потому что в его семье было «так принято». В историях обрезания, которые легко гуглятся в сети, часто фигурирует упоминание родственниц — мам, бабушек, которые проделывают это со своими дочерями и внучками, вопреки тому, что однажды их тоже подвергли обрезанию.
В 2018 году московский центр «Бест Клиник» предлагал на собственном сайте услуги по проведению этой процедуры. «Медицинских показаний для этой операции нет, вмешательство проводится по религиозным или ритуальным мотивам», — указывалось в описании. В «Бест Клиник» операцию признавали калечащей, поэтому рекомендовали делать ее не дома, а прибегнуть к услугам профессионалов.
Чем его оправдывают
Тем же, чем и на сайте московской клиники пару лет назад (кстати, представители клиники позже заявили, что информация об обрезании появилась на сайте «ошибочно»). Сторонники женского обрезания называют его многовековой традицией, обязательным условием воспитания порядочной девочки и подготовки ее к замужеству. Вопреки их представлениям, либидо при этом никоим образом не страдает — девушка теряет возможность испытывать клиторальный оргазм, но не само желание.
Как делают женское обрезание
В большинстве случаев его выполняют без анестезии, при помощи лезвия и обычного кухонного ножа, что уже создает смертельный риск инфицирования открытой раны. Всего существует три вида такой операции:
Клитородектомия
Предполагает частичное или полное удаление клитора.
Эксцизия
Частичное или полное удаление клитора с малыми и/или большими половыми губами.
Инфибуляция
Эта разновидность процедуры особенно популярна в Африке, где ее называют «фараоновым обрезанием». Во время нее удаляются половые губы, а затем рана сшивается — остаются лишь отверстия для мочи и менструальной крови. В день свадьбы девушку снова искалечат — рубец рассекут, чтобы ее муж имел возможность заняться с ней сексом. Перед каждыми родами подобное иссечение также придется повторить.
Чем опасно женское обрезание
Доктора стран Европы и США отказываются применять к этой хирургической манипуляции термин «обрезание», дабы избежать позитивных ассоциаций с мужским обрезанием. Там его называют «калечащей операцией». К сожалению, в РФ в 2016 году глава Координационного совета мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев заявил, что необходимо обрезать всех женщин России, чтобы «разврата было меньше».
Чаще всего обрезание выполняют девочкам в возрасте от 5 до 12 лет. Среди последствий — сепсис (заражение крови), хроническое воспаление мочевого пузыря, бесплодие, кисты, летальный исход. Вопреки мифам, женское обрезание не способствует легким родам, а усложняет их: женщины, прошедшие через него, чаще умирают при родах, как и их малыши. В качестве антисептика часто используют солевые ванночки, которые разъедают кожу, принося ребенку еще большие мучения. Нередки случаи зарастания мочеиспускательного канала рубцовой тканью, из-за чего для отправления естественных потребностей приходится вставлять катетер.
Наоми Кэмпбелл — обрезание
Не только ООН, но и законодательство Российской Федерации запрещает проведение калечащего женского обрезания. Но благодаря тому, что существует мировая практика обрезания, существуют и организации, вынужденные бороться с этим явлением. Одну из них возглавляет супермодель Наоми Кэпмбелл, В детстве ей принудительно сделали обрезание, когда будущая звезда жила на Ямайке.
Писательница, фотомодель и общественный деятель Варис Дирие родилась в Сомали. Она поддерживает съемку документальных фильмов о женском обрезании и уверяет всех, что это — преступление против человечества.
А вот из Афганистана теперь долго не будет слышно никаких голосов: уже сейчас те немногие, кто осмеливался рассказывать миру о зверствах талибов, пропадают из Сети. Что с ними происходит — никто не знает. Что будет дальше с миллионами женщин, которых будут грубо лишать здоровья и жизни, сказать сложно. Но любой из нас — каждая из нас — должна делать все, что можно. Чтобы остановить это сумасшествие. Чтобы не молчать.