Умение действительно слушать собеседника – важный навык. Потому что он помогает не только понять переживания человека, но и подобрать подходящий ответ. А, как показывают исследования, слушать умеют далеко не все. Но для исправления ситуации уже придумали решение – активное слушание.
Что такое активное слушание?
Активное слушание еще называют эмпатическим, потому что оно направлено на глубокое понимание чувств и эмоций человека, с которым вы разговариваете. А для этого вам необходимо приложить усилия, чтобы слышать не только сами слова, но и все «сообщение» человека в целом.
Для этой техники очень важна внимательность. Нельзя позволять себе отвлекаться (а, если это произошло, нужно возвращаться обратно «в момент»). Нельзя придумывать контраргументы во время речи человека, если вы ведете какой-то спор. И думать о чем-то своем, пока вам что-то рассказывают. И для того, чтобы всего этого избежать, а также улучшить свои скиллы, следует использовать ряд приемов. Но каких именно – мы разберем далее.
Где оно может пригодиться?
Активное слушание может быть полезно, когда человек делиться какой-то печалью или рассказывает о своем негативном опыте (и хочет поддержки). Или – когда вы пытаетесь выяснить с кем-то отношения. Часто мы упускаем то, что говорит нам второй человек, потому что слишком сконцентрированы на собственной правоте и своих же доводах и мыслях. Но от этого страдает понимание между близкими людьми. Более того, навык активного слушания может пригодиться и на работе. Ведь он помогает получить нужную информацию и при этом произвести хорошее впечатление.
Как практиковать?
«Киты», на которых стоит активное слушание, – это внимательность, размышление, разъяснение, повторение ключевых моментов и развитие мысли. Звучит запутанно, но на практике применять достаточно просто.
Первое, с чего стоит начать, – это научиться не отвлекаться. Если вам особенно трудно сосредоточиться на словах человека, попробуйте мысленно их повторять. Это усилит их смысл в вашей голове и поможет меньше думать о чем-то своем. Не менее важен и язык тела. Он даст понять собеседнику, что вы настроены на диалог и внимательность. Поэтому простой кивок головой, мимика и короткие словесные вставки (вроде «ага» или «угу») во время речи покажут, что вы успеваете за ходом мысли человека.
Перефразируйте то, что услышали от собеседника. Этот прием активного слушания помогает понять, что вы находитесь с человеком на одной волне. Но пересказывать нужно не все, а лишь ключевые моменты. Так собеседник поймет, что правильно донес свою мысль. А еще это отличный способ подвести промежуточные итоги какой-то темы. Можно также использовать дословное повторение слов, но не часто. Потому что этот прием больше показывает, что вы внимательны, чем помогает развитию диалога.
Не стесняйтесь задавать вопросы, если вы что-то не так поняли или мысль кажется вам искаженной или неоднозначной. Уточняющие вопросы – важный инструмент активного слушания, который побуждает человека углубляться в то, что он говорит, и подтверждать правдивость его позиции. Но вы со своей стороны не должны заниматься осуждением или перебиванием. Поэтому, прежде чем задавать вопросы, дайте человеку закончить. И не сразу набрасывайтесь с контраргументами.
Так как у вас все же диалог, а не монолог, то активным должны быть не только слушание. Поэтому по мере того, как вы будете четче понимать точку зрения человека, вы можете начать излагать свои собственные идеи или описать похожий опыт. Но помните – лучше не перебивать.