Весь мир отмечает «растущий аппетит» потребителей к отказу от мяса — хорошая новость для решения целого ряда проблем со здоровьем и климатом. Но есть два больших «но». Рассказываем, какие именно.
Сегодня, сейчас мы хотим заботиться о себе больше, чем когда-либо прежде. Последний отчёт крупнейшей международной компании глобального исследования потребителей GlobeScan на тему «Здоровый и устойчивый образ жизни» показывает: главный интерес потребителей на всех рынках, независимо от возраста и демографии, — это велнес.
Здоровая и питательная пища, больше времени с семьей и друзьями, приготовление еды дома, употребление продуктов местного производства и регулярное общение с природой — вот главные стремления.
Но перейдём к мясу
Все поколения считают, что нам нужно потреблять меньше ресурсов ради здоровья планеты, настоящего и будущего. И в том числе — есть меньше мяса! Учитывая расчистку земель под пастбища, производство кормов для животных и метан, выделяемый коровами и овцами, на производство мяса и молочных продуктов приходится около 14,5% глобальных выбросов парниковых газов. Немало. Плюс антибиотики, которыми до сих пор пичкают животных. Плюс мясо само по себе — тяжелый продукт, полезный лишь в небольших дозах. Многие доктора уже давно лечат пациентов растительной диетой. А, например, в США веганство пропагандируют Консультативный комитет по вопросам диетического питания США и Американский институт исследований раковых заболеваний. Не говоря уже о знаменитостях.
В общем, отказ от мяса может иметь большое влияние на предотвращение и климатического кризиса, и кризисных ситуаций со здоровьем.
Голоса «за»
По исследованию GlobeScan, 40 процентов потребителей в мире готовы использовать заменитель мяса на растительной основе. Правда, есть условие: цена и вкус останутся прежними. В смысле — как у мяса настоящего. Больше всего растительным основам будут рады Аргентина, Бразилия, Китай, Индия, Мексика, Таиланд и Вьетнам. Интересно, что большинство этих стран — тяжелые мясоеды, ежегодно выделяющие много ресурсов на его производство.
Люди хотят лучше питаться, и у них есть много решений, включая увеличение количества фруктов или овощей в рационе или сокращение потребления мяса. Но когда дело доходит до отказа от мяса, все сложнее: вкус — это всё, а многие потребители описывают существующие веганские бургеры как «картонные шайбы».
Те, кто в игре
Тем временем рынок мясных альтернатив стремительно растёт, прогноз идёт на десятки миллиардов долларов. И он оправдан.
С тех пор, как в 2017 году шведская сеть бургеров MAX Burgers запустила свой Delifresh на растительной основе, продажи выросли на 1100%. А год назад акции американского бренда растительного мяса Beyond Meat подскочили наполовину (в том числе — благодаря партнерству со Starbucks). Сделка по созданию совместного предприятия с PepsiCo привела к тому, что в этом году акции снова резко выросли.
IKEA, как известно, кроме колоссального производства мебели, управляет одним из крупнейших кафетериев самообслуживания. В конце прошлого года компания обещала, что к 2025 году половина блюд в ее заведениях, будут на растительной основе, а 80 процентов — НЕ из красного мяса. Растительный шарик HUVUDROLL уже пришёл на смену традиционной шведской фрикадельки, и на его долю приходится всего 4 процента ее климатического следа — «без ущерба для вкуса и текстуры»
Гигант потребительских товаров Unilever в 2018 году купил The Vegetarian Butcher и представил бренд в 30 странах. Теперь он поставляет бургеры на растительной основе Burger King в Европу, Ближний Восток и Африку.
Игроков будет больше, ведь уже 47 процентов подростков либо едят, либо готовы есть мясо растительного происхождения. И почти 65 процентов поколения Z считают заменители мяса привлекательными.
Но — повторимся — альтернативные стейки и колбаски должны быть доступными и вкусными, чтобы тренд превратился в образ жизни.
А что в России?
Как всегда — по-своему.
Пока серьезные разговоры идут только об альтернативном молоке. Управляющий директор и партнёр Boston Consulting Group (BCG) Максим Бахтин уверен: переход на растительное мясо будет второстепенным по мере выравнивания продукции по цене, вкусу и текстуре. «С точки зрения развития индустрии основные риски лежат в области регулирования. Субсидии в животноводство могут замедлить переход инвесторов в сферу растениеводства, а повышенный спрос на сырье на глобальном рынке может влиять на цены в России. При этом, если регулирование адаптируется достаточно оперативно, новый тренд может позволить укрепить позиции России как крупнейшего поставщика аграрной продукции».
Редкий русский готов платить за килограмм ненастоящего мяса с соевой или гороховой основой в пять раз больше, чем за настоящее. И никто не хочет слушать, сколько денег было потрачено на технологии. Крутое производство, говорите? И что — оно не выбрасывает газов и не тратит воду?
Правда, есть часть населения, которая переходит на веганское мясо в дни Великого поста. Количество процентов, на которое вырастают продажи в это время, примерно равно количеству постящихся россиян. Перед Пасхой, которую в этом году будут отмечать 2 мая, число ещё вырастет. А потом — увидим.
И кстати: у нас до сих пор многие специалисты настаивают, что здоровое питание — это не отказ от мяса, а полноценный рацион, с соблюдением требований Минздрава и санитарных норм. Согласно которым, в год норма взрослого — в пределах 70 кг мясных продуктов.
Шашлык будущего
Автор этих строк живет в дачном посёлке недалеко от Москвы, до ближайшего Вкусвилла мне ехать 10 км (раньше было 20!), зато до мясной лавки можно дойти пешком. И там все такое свежее, классное. Да, есть люди, и их немало, которые недоедают мяса. Потому что денег не хватает. Добровольно отказывается только 1% населения — и большей частью женщины. Русским по-прежнему трудно представить дачу без шашлыков, суп без сахарной косточки, пюре без котлеты. И веганские голубцы.
В начале нулевых соевые гуляши первого поколения надолго отвернуло людей от мясных аналогов. Но поколение Z есть и в нашей стране, и его представители готовы а) думать о планете, б) следить за здоровьем и выбирать рестораны с точки зрения полезности блюд, в) экспериментировать со вкусом и г) платить дороже за достойный заменитель. Они как раз будут способны угостить отца веганским шашлыком. И отец может даже получит удовольствие. А что? Растительные основы будут далеки от сои нулевых, плюс пудра из жареного лука, копченая паприка и немного органического кетчупа. И да: его надо делать в мангале. Иначе это не шашлик!