Бактерия Helicobacter «виновна» не только в развитии анемии, но и в долгосрочной перспективе грозит онкологией. Но мало кто обращается к врачу без симптомов, а их при поражении бактерией долго нет. Почему важно проверять желудок, не дожидаясь боли, и устранять Helicobacter сразу, как выявили?
В предыдущей статье гастроэнтеролог Сергей Вялов рассказывал про связь ЖКТ с анемией, в том числе о том, как она зависит от поражения стенок желудка бактерией Helicobacter.
Чем она опасна?
В первую очередь, вырастает в разы опасность рака желудка, если анемия сочетается с поражением желудка бактерией Helicobacter. И самоцель — не восстановить железо или вылечить Helicobacter, а не пропустить рак желудка. В России его выявляют до 40 тысяч случаев ежегодно, причем большинство — уже на третьей и четвертой стадии, значит, люди пропускают предрак и его первые стадии, потому что вроде бы ничего не чувствуют и на обследования не ходят. И возраст заболевших с каждым годом снижается.
Зачем бороться с бактерией Helicobacter?
Все мировое медицинское сообщество разделяет мнение, что Helicobacter необходимо убирать. Ни один человек не увидит микроизменений в моменте, однако, когда исследуют массу случаев и смотрят в перспективе, то выясняется, что у людей, у которых есть Helicobacter, медленно развивается так называемый «Каскад Correa», давно описанный в медицинской литературе, когда в желудке подряд развиваются атрофия, метаплазия, дисплазия 1, дисплазия 2, дисплазия 3 и в итоге — онкология.
Как лечить Helicobacter и почему люди не хотят этого делать?
Однако, поскольку эти процессы развиваются медленно и незаметно, человек склонен откладывать лечение: если ничего не меняется, например, в течение трех месяцев, зачем лечить? Ведь для того, чтобы избавиться от Helicobacter, нужно пить два антибиотика. При этом такое лечение имеет эффективность 95%, сложность только в том, чтобы убедить пациента в его необходимости. Причем для оставшихся 5%, на которых лечение не сработало, есть вторая линия терапии, которая поможет 95% из этих 5%. А самым «стойким» к лечению единицам предложат третью линию терапии с той же эффективностью 95%. То есть победить бактерию реально и не представляет сложности, нужно просто этим заняться. Это не сложные и не болезненные манипуляции, обычная рутинная история, но мы часто придаем ей избыточное значение и почему-то многие боятся антибиотиков.
Почему можно пропустить первые стадии обазования рака?
Возможно, мы так легкомысленно относимся к лечению Helicobacter, потому что вышеописанные процессы поражения желудка долгое время не вызывают боли. А раз не болит — значит, все нормально, думает обыватель. А не болит потому, что когда в желудке развивается атрофия, то он просто становится вялым, слизистая — дряблой, жидкой, плохо выделяет желудочный сок, плохо перерабатывает железо. В ней скудное количество нервных окончаний, и боли нет, но при этом процесс идет. Helicobacter, который в долгосрочной перспективе приводит к раку желудка, здесь и сейчас приводит к анемии. Поэтому важно убрать Helicobacter, восстановить дефицит железа и вылечить желудок.