В конце прошлого года редакция 7sisters провела дискуссионную панель «Экологическое мышление как образ жизни». Мы спросили ее участниц, удалось ли им следовать данным обещаниям и принципам осознанности.
Уходящий год никак не назовешь простым. Он заставил нас по-другому взглянуть на привычные вещи и переосмыслить ежедневную рутину. Осталось ли в бесконечной череде масок, перчаток и санитайзеров место для заботе не только о собственном здоровье, но и об окружающей среде? В конце 2019 году участницы нашей дискуссионной эко-панели давали обещания сделать свой образ жизни более осознанным. Как повлияла пандемия на их планы и удалось ли осуществить задуманное? Об том, как сделать свою жизнь более экологичной, мы спросили Дарью Лисиченко, Лесю Никонову, Анну Дычеву и Анну Звижинскую.
Дарья Лисиченко, совладелица и акционер компании Fitoguru, владелица сети магазинов «Город-сад»
На дискуссии в прошлом году Анна Дычева рассказала, что целый год не покупала новую одежду. На тот момент я буквально задыхалась от собственного шопоголизма. Идея показалась мне интересной. Я подумала, что это отличный детокс, и решила поддержать инициативу. В декабре я дала обещание целый год не покупать одежду и косметику.
Начавшаяся в скором времени пандемия мне не помешала, а только помогла следовать своему решению. Морально так было даже легче. Мы оказались в ситуации, когда новые вещи просто некуда носить! И пока многие испытывали разочарование, я, наоборот, ощущала полный кайф. Хотя, изначально моя идея была в том, чтобы освободить время и место в собственной голове. Хотелось не отвлекаться на мыслительные процессы, связанные с гардеробом.
На карантине я с удовольствием разобрала гардероб и обнаружила в нем много абсолютно новых вещей, которые я купила, но ни разу не надела! Я окончательно поняла, что ношу, а что нет. А еще научилась более творчески сочетать вещи. Мой детокс принес мне облегчение: ушла ненужная суета. Я считаю, что это очень ценный опыт. Часть моей жизни определенно стала проще! Теперь, прежде, чем купить какую-то вещь (не только одежду), я несколько раз спрашиваю себя, нужна ли она мне или я могу без нее обойтись.
Леся Никонова, дизайнер, основательница и идейный вдохновитель бренда LaTrika
Пандемия застала всю индустрию врасплох. Мы, как и все, делали все возможное, чтобы сохранить бизнес и рабочие места. Локдаун и тотальная смена планов показала нам, насколько важно иметь слаженную, преданную делу команду. Именно благодаря команде в этот непростой год мы создали сразу несколько коллекций. А еще расширили штат.
Кроме того, мы сняли документальный фильм на Кавказе и запустили свою первую благотворительную инициативу. Карантин показал, насколько верно мы действовали с самого начала создания бренда: выпускали ограниченные тиражи, следили за материалами, которые используем, интуитивно развивали свое эко-направление. Мы всегда строили матрицу производства так, чтобы уменьшалось количество выпускаемых единиц, чтобы не было остатков на складах.
В этом году мы сделали часть коллекции из материала, который состоит из переработанного пластика. Мы планируем расширять эту линейку в следующем году, дополнив премиальной эко-кожей. В рамках проекта «Поколение М» от МТС я прочитала студентам лекцию на тему того, как важно уменьшать вредный производственный след. Я рассказала, как работать с приставкой «эко» в легкой промышленности.
Конечно, я понимаю, что мы не супергерои (хотя, в каком-то смысле, это так). Мы не обладаем возможностью изменить все направление бизнеса на более экологичное за одну секунду. Но мы пытаемся найти баланс между бережным отношением к природе и тем, чтобы делать одежду высокого качества. Ведь именно за это нас ценят клиенты.
Анна Звижинская, блогер, сертифицированный mindfulness тичер
На мой взгляд, в вопросах осознанного потребления пандемия весла положительные коррективы. Мы поняли, что не так уж много вещей нам нужно. Многие разобрали гардеробы и пересмотрели свое отношение к шопингу. Некоторые мои знакомые стали двигаться в сторону осознанного потребления: например, своими руками шить мешочки для овощей и фруктов. Кстати, мы тоже отшили несколько модных сеток для многоразового потребления из остатков ткани.
Что касается меня лично, то я как сортировала мусор, так и продолжаю это делать. Кроме того, я тоже разобрала свой шкаф и отдала много одежды на благотворительность.
Анна Дычева, генеральный директор компании Reed Exhibiotions, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации
В частной, личной жизни у меня уже был год без покупок — так прошел мой 2019. И он приучил меня очень вдумчиво подходить к шопингу, изменил культуру потребления в целом. В 2020 — за исключением, конечно, медицинских масок и печаток — получилось больше «уйти» в онлайн: например, читать электронные книги. Кроме того, на несколько месяцев закрытые магазины скорректировали объем покупок еще сильнее. Удалось контролировать потребление не только в одежде, но и в косметике. Я нашла время разобрать все, что было куплено, и пользовалась косметикой, обнаруженной в запасах.
Что касается профессиональной жизни, то Intercharm отказался от пластиковых пакетов и печатного каталога: все перевели в цифровой формат. Кроме того, на выставке в октябре мы установили 35 контейнеров для раздельного сбора мусора. Так что, уверенно идем по пути экологичности!