Сегодня автору знаменитого романа «Великий Гэтсби» Фрэнсису Скотту Фицджеральду могло бы исполниться 122 года. В жизни писателя «потерянного поколения» многое созвучно с судьбой главного героя. У Фицджеральда, как и Гэтсби было все: слава, деньги, роскошные вечеринки, а главное – безумная любовь с трагичным финалом.
В честь дня рождения писателя вспоминаем историю одного из самых ярких любовных романов XX столетия:
«Так легко быть любимым, так трудно любить»
Фото: http://www.cablook.com
Со своей музой Зельдой Сейр писатель познакомился еще в годы военной службы. Роковая встреча произошла в баре в небольшом американском городе Монтгомери. Фицджеральд выпивал с друзьями, а светская львица Зельда блистала в компании поклонников. Девушка покорила сердце Фицджеральда с первого взгляда. «Я сразу же понял: она просто должна стать моей!», — любил вспоминать он. Зельда сперва отнеслась к юноше с прохладцей, но писатель смог добиться ее внимания — пара решила повенчаться. Зельда Сейр происходила из знатной и состоятельной семьи, а вот у Фицджеральда на тот момент ничего не было за душой. Родители девушки нехотя одобрили брак, но с одним условием: Скотт должен найти престижную работу.
«Бесчестность в женщине – недостаток, который никогда не осуждаешь особенно сурово»
Жених не заставил себя ждать и прямиком отправился в Нью-Йорк устраиваться в рекламное агентство. Здесь же, в Нью-Йорке, начался литературный путь Фицджеральда. Он сочинял рассказы, пьесы, стихи и отсылал их во все литературные газеты. Но редакторы не замечали в его работах писательского таланта. Не увенчалась успехом и его попытка опубликовать роман «Романтический эгоист». Пока Фицджеральд отчаянно боролся с депрессией и алкоголизмом в Нью-Йорке, из Монтгомери доходили слухи о романтических проделках его 18-летней невесты. Скоро писатель и сам убедился в изменах любимой девушки: та, перепутав адрес, выслала ему булавку игрока в гольф, с которым закрутила роман. Разгневанный Фицджеральд приехал к Зельде и потребовал объяснений. Но вместо них получил обратно обручальное кольцо и отказ от свадьбы. Обиженный Скотт Фицджеральд оставил девушку, но ненадолго. Спустя несколько месяцев он начал атаковать возлюбленную страстными письмами и в конце концов добился своего – пара поженилась.
«След испытанного страдания скорей можно сравнить с потерей пальца или зрения в одном глазу. С увечьем сживаешься, о нем вспоминаешь, быть может, только раз в году, — но когда вдруг вспомнишь, помочь все равно нельзя»
Фото: personallife.ru
Зельда и Скотт безумно ревновали друг друга. Она его – к работе, он ее – к другим людям. Как только Фицджеральд углублялся в работу, Зельда начинала скучать и тащила супруга на очередную вечеринку. Они напивались, и начинал ревновать Фицджеральд. «Скотт был влюблен в Зельду и очень ревновал ее. Во время наших прогулок он снова и снова рассказывал мне, как она влюбилась в морского летчика. Но с тех пор она ни разу не давала ему настоящего повода ревновать ее к мужчинам. Этой весной он ревновал ее к женщинам и во время вечеринок на Монмартре боялся мертвецки напиться и боялся, что то же произойдет с ней. Однако мгновенное опьянение было их главным спасением. Они засыпали от дозы спирта или шампанского, которая не оказала бы никакого действия на человека, привыкшего пить, и засыпали, как дети», — вспоминает Хэмингуэй в книге «Праздник, который всегда с тобой».
«В нашей жизни для женщины самое лучшее быть хорошенькой дурочкой»
Знаменитая фраза из «Великого Гэтсби» была жизненным девизом возлюбленной Фицджеральда. Говорят, что, когда у знаменитой четы родился ребенок, Зельда заявила: «Кажется, я пьяна… А что наша малышка? Надеюсь, она прекрасна и глупа…».
«Я не люблю сентиментального угасания – умирать, так с музыкой»
Фото: ploshtadslaveikov.com
После публикации романа «По эту сторону рая» Фицджеральд и его супруга стали главными героями «джазовой тусовки». Ни одна светская вечеринка не проходила без их безумных выходок – они веселились, прожигали жизнь на европейских курортах, купались в фонтанах, разъезжали на крышах такси, а однажды явились в театр абсолютно голыми. «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов», — однажды сказал Фицджеральд.
«Человеку незаурядному всегда приходится балансировать на грани — и далеко не все способны выдержать напряжение»
Фото: ploshtadslaveikov.com
В какой-то момент над головой писателя начинают сгущаться тучи. На одном из вечеров Фицджеральд попросил у Зельды разрешения потанцевать с Айседорой Дункан. Та ответила согласием, а через несколько минут бросилась с лестницы в ресторане. Гости были уверены: Зельда сломала позвоночник. Но женщине удалось отделаться ушибом. Позднее у супруги Фицджеральда диагностировали шизофрению. Писатель работал с утроенной силой и отдавал все деньги на лечение жены. В попытках очнуться от страшного горя Фицджеральд начал пить и заводить романы с другими женщинами. Его жизнь превратилась в круговорот трагических событий – сначала умерла его мать, затем испортились отношения с дочерью. Писатель неудачно сломал ключицу и лишил себя последнего утешения в этой жизни – возможности заниматься литературой. Не выдержав обрушившихся бедствий, Фицджеральд умер в возрасте 44 лет от обширного инфаркта.
«Именно эгоисты, как ни странно, способны на большую любовь»
После смерти мужа Зельда прожила еще 8 лет. Однажды она невзначай бросила фразу: «Не волнуйся, мама! Я не боюсь умереть. Скотт говорит, это совсем не страшно». Через несколько дней она погибла во время пожара в психиатрической клинике, где лечилась в последние годы.