Практически во всех религиях и культурах есть мнение: человек, который умер хорошей смертью (то есть быстро и легко) заслужил ее. Добрыми делами, любовью к миру и ближним, осознанной жизнью. Об этом не мешало бы думать всем живым, по правде говоря.
Говорить про смерть неприлично. Упоминать о том, как хочется, чтобы тебя похоронили — замолчи, не накликай беды. Но смерть, вот ведь какая штука, все равно придет. Кликай ее или нет. И в этом нет ничего страшного, странного или такого уж неожиданного. Некоторым везунчикам даже откуда-то удается узнать, в какой день они покинут этот грешный мир. И они заранее всем рассказали (или написали) — как, где и каким образом нужно упокоить их тело. Ставшее таким плоским, ненужным и бесполезным.
Кейтлин Доути, психолог, писательница и основательница нового велнес-движения Death Positivity («Позитивное отношение к смерти») говорит, что большинство из нас предпочитают делать вид, будто нас эта тема вовсе не волнует. Мы успокаиваем сами себя бесконечными умственными делами, любыми способами заставляем себя думать о чем угодно, но не о смерти. А это значит, что взять на себя эту нелегкую (и печальную, так уж сложилось) обязанность придется нашим близким.
Что происходит после смерти?
Человек смертен. И чаще всего — неожиданно смертен. С этим сложно спорить. Техника осознанного умирания очень интересна (хотя во многом и спорна), но у единиц хватит смелости действительно встретить смерть в полном сознании, спокойно и благодарно завершив мирские дела. Большинство же сталкиваются с другими сценариями.
После смерти человека на растерянных и оглушенных горем родственников сваливается невероятная прорва проблем и забот. Нужно разбираться с документами, долгами, незавершенными делами, бизнесом, в котором порой черт лапу сломит. Решать, что делать с личными вещами и крупным движимым и недвижимым имуществом (завещания мы тоже не очень-то стремимся писать, чем создаем немало головной боли для близких).
Но самое первое — нужно что-то делать с похоронами. При одной мысли о венках из искусственных цветов и траурной музыке начинают болеть все зубы разом. Но ведь так принято. Людей, которые при жизни бежали от посещения православной церкви, зачем-то везут отпевать. Туда приходят люди, которым одновременно тошно и неловко — до такой степени происходящее напоминает никому не нужный фарс. Но не ходить тоже нельзя — не поймут, осудят: почему не попрощался по-человечески?
Панков и бунтарей укладывают в сырую землю в рюшечках покрывал и пошлой золоченой лепнине гроба. От которых они бы сбежали, сверкая пятками, будь у них такая возможность. Да еще и платят за это совершенно несусветные деньги. Всем известно, что похоронный бизнес — один из самых прибыльных в мире. И самых коррумпированных, но это к слову.
Какие варианты после смерти могут быть?
Но если бы у людей спрашивали — или, точнее, если бы у них доставало смелости спросить самих себя, как они представляют свои похороны? Думается, многие предпочли бы другие варианты. А их в действительности немало. От праха, который развеивается над океаном или любимым лесом (парком) до бриллианта, который изготавливают из останков (и это полновесная драгоценность). Согласитесь, это, во всяком случае, однозначно эстетичнее, чем подземные черви и разлагающаяся плоть? Читать об этом не слишком приятно (писать, поверьте, тоже) — но из песни слова никак не выкинуть.
А ведь есть еще вариант сделать из праха симпатичную клумбу или капсулу для растения. Погребение тела прямо в землю в приятном лесу без каких-то там камней и гробов, чтобы кости просто однажды смешались корнями цветов и проросли новой жизнью («через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива»). Есть еще варианты не рыдать над гробом, а посмотреть вместе смешные фотографии и пожелать ушедшему легкой дороги. Помянуть его смехом и стаканом доброго вина (или воды, если так пожелал усопший).
Планируйте свою смерть и «после-смерть»
И ведь все это можно (и нужно!) планировать. Письменно, у нотариуса или хотя бы в соцсети (хотя звучит и странно). Мы же планируем посещение дантиста. Отпуск в конкретной стране следующей весной. Выплату ипотеки через десять лет. Только все перечисленное выше (да и остальное тоже) мы с легкостью можем отменить или перенести, а вот встречу с таинственной Дамой, которая примет нас в свои бережные материнские объятия, отменить никак не получится. А значит, нужно приготовить лучшее платье и позаботиться заранее о тех, кто останется. Им, поверьте, и без того хватит забот и боли.