У каждого из нас есть некий условный лимит на помощь. После того, как мы его израсходуем, мы начнем расплачиваться собственными ресурсами — здоровьем, благополучием, счастьем. Почему так происходит?
Представьте, что у вас есть условный банковский счет. С него вы платите по своим собственным счетам, обеспечиваете жизнь своим детям и пожилым родителям. Какую-то часть вы можете спокойно тратить на благотворительность или помощь, но если вы залезете в ту часть, которая предназначена на ваши основные потребности? Они пострадают. Если вы возьмете оттуда много средств, вы сами окажетесь в беде. Если вы заберете все — уже вам потребуется помощь, — утверждает психиатр Маргарет Рутерфорд. А еще — тем, кто от вас зависит.
Научит ли это хоть чему-то того, кто вынудил вас оказаться в таком ужасном положении? Едва ли. Он, вероятно, отправится искать себе нового благодетеля или спасателя. Тогда зачем это все?
Донор может отдать только часть своей энергии
Другой очень яркий пример. В каждом из нас есть примерно пять литров крови. Если отдать 500 мл, все будет хорошо — разве что голова немного покружится. Но в целом никакого вреда для здоровья и состояния не случится. А если отдать треть своей крови? Половину? Человек просто погибнет с неиллюзорной вероятностью.
Деньги — это та же энергия. Мы можем отдать какую-то часть без ущерба для себя и своих близких. А дальше это будет уже во вред себе. Или тем, кто нуждается в вас (по праву родства, например).
Как понять, сколько вы можете отдать в качестве помощи спокойно?
Сесть и посчитать. И стараться не выходить за эти пределы — разве что в особенных случаях. Да и тех лучше бы избегать. Да, ситуации бывают разные — в некоторых мы готовы отдать вообще все, что есть, лишь бы помочь. Но, честно говоря, это не так уж часто происходит (и слава Богу).
Помочь не рыбой, а удочкой
Никто не застрахован от того, чтобы оказаться на дне жизни. В финансовую пропасть угодить очень легко. Но вот какая штука — одни, опустившись на самое дно, ищут способы подняться обратно — и поднимаются даже выше уровня, с которого они упали.
А вот другим, будем честны, просто удобно находиться в позиции жалкого и зависимого человека. Всегда найдется кто-то, кто подкинет денег. Продуктов. Эмоцией. Здорово? Можно просто сидеть ровно на диване, ничего не делать, ныть погромче. Жаловаться посильнее.
Жалость порой развращает. Она лишает самоуважения — и унижает и дарителя блага, и адресата. Дать удочку — то есть возможность чему-то научиться, способ действовать — это проявления сочувствия и уважения к упавшему или опустившемуся человеку. Помогать лучше именно таким способом. Так у человек будет выбор — хвататься ли за эту соломинку, начинать ли движение наверх? Или сидеть внизу и ждать помощи без конца?
А у вас будет чиста совесть. Вы помогли один раз — деньгами или другим способом. В рамках своего безопасного лимита. А потом попытались помочь возможностью действовать. А дальше — дело самого человека. Никто не может помогать без конца — ведь в каждом из нас всего пять литров крови. И об этом следует помнить.