Опасная болезнь — это всегда тяжкое испытание. Как для самого человека, так и для тех, кто ему близок. Они далеко не всегда могут оказать поддержку, которая нужна — стоит ли тогда вообще их расстраивать? Или все же рассказать страшную правду?
Опасными и тяжелыми мы называем онкологические заболевания, ВИЧ или СПИД, гепатиты разной формы, туберкулез, аутоимунные недуги, ментальные расстройства и так далее. Их принято стигматизировать: почему-то считается, что рак чаще всего оказывается летальным (хотя это далеко не так). Кроме того, медицина развивается очень быстро — поэтому шансов на выход в ремиссию очень много, говорит врач-психотерапевт Ольга Шарова. Она рассказывает, что очень многое в лечении зависит от самого больного — и, конечно, от того, какую поддержку он получает (или наоборот).
Что такое личностное благополучие человека с опасным диагнозом
Это состояние, которое изначально характерно для человека — от природы или в силу воспитания, духовных практик. Таких людей очень много — до трех четвертей. Именно у этих людей очень хорошие шансы выкарабкаться — а то и наблюдать настоящее чудо исцеления в случаях, которые казались совершенно безнадежными. Такой человек может мобилизовать скрытые ресурсы своего организма — и выздороветь, что называется, на честном слове и на одном крыле. И это происходит куда чаще, чем принято думать.
А вот оставшаяся четверть — это люди, которым нужна помощь специалиста. Усиленная поддержка, коррекция их поведения, пересмотр моральных принципов. Самостоятельно эти люди противостоять болезни не в силах, увы.
Очень важно понимать, что силы каждый из нас всегда черпает только внутри себя. А вот подзарядка может быть разной (с оглядкой на возможности человека при лечении) — кто-то ударяется в религию, начинает пробовать дыхательные техники, осознанно питаться, заниматься йогой. Сознание меняется у всех без исключения, но важно учитывать исходный уровень человека.
Говорить ли родственникам о диагнозе
Однозначного ответа нет. Все мы разные. Все зависит от множества факторов: одно дело, когда болезнь однозначно неизлечима (не больному так кажется, а объективно так) и человек сам хочет успеть со всеми попрощаться. Другое дело, что даже в таком состоянии (особенно в таком!) у человека есть полное право планировать свой уход так, как ему хочется. Если он уверен, что родственники будут отравлять ему последние недели или месяцы жизни своим токсичным поведением — зачем начинать эту историю?
Люди, которые привыкли всего добиваться сами, могут и в этот раз надеяться только на себя. И никто — ни врачи, ни родители — не должны настаивать на том, чтобы узнать правду.
Когда поддержка семьи бесценна
Но есть и другие люди. Они точно знают, что семья будет поддерживать их до конца (когда и как бы он ни случился). В этом случае больные выбирают закрытость только в одном случае: если они знают, что лечение бесполезно. И уверены в том, что родители или партнер потратят все свои деньги, да еще и влезут в долги, лишь бы ухватить хотя бы мизерный шанс. Это очень печальные истории, конечно. Но право выбора — бороться или уходить тихо и незаметно — всегда за самим человеком.
Случается и так, что человек всю жизнь боялся ответственности, был инфантильным и слабовольным. А тяжелый диагноз заставил его задуматься о смысле жизни, поменять приоритеты и ценности — и человек становится буквально другим. Это уже боец и борец — и поддержка семьи в этом случае будет очень кстати, конечно.
Важно менять отношение к смерти в обществе
Посмотрите, о чем говорят и пишут популярные блогеры и психологи. О чем угодно чаще всего, кроме смерти. Хотя ее-то точно никому из нас избежать не получится. Это случится рано или поздно. Тогда почему не начать говорить и думать о ней как можно раньше? Вместо этого многие из нас панически боятся смерти — и именно этот страх парализует волю в случае болезни. Не дает возможности включить внутренние ресурсы.
Но ведь смерть — это часть жизни, это есть абсолютно во всех культурах и религиях. И человек, который уважительно относится к смерти, будет любить и ценить жизнь. А значит, у него будет то самое личностное благополучие — и мудрость. Это то, чего нам так не хватает всем — и больным, и здоровым, Мудрости и принятия: себя и ситуации.