Испанским стыдом мы называем стыд за другого: мы сами не делаем ничего плохого, просто наблюдаем нечто шокирующее или неприятное и резонируем своими эмоциями. Почему так происходит и что делать?
Простой пример: девушка идет по улице, порыв ветра поднимает ее юбку — так, что становится видно нижнее белье. Неловко всем — и самой девушке, и ее подруге, которая идет рядом. Стыдно бабушке, которая следует по пятам, краской смущения заливается женщина в дорогом авто, которая проезжает мимо. Так происходит потому, что они все ощущают свою причастность — как минимум, по гендерному признаку, — говорит терапевт Алена Прихидько.
Идентификация с происшествием
Казалось бы, у всех перечисленных свидетельниц все хорошо — почему же они переживают и стыдятся ситуации? Они примеряют ее на себя. Вспоминают, как сами оказывались в подобном положении. Понятно, что ситуация может быть в разы сложнее, включать в себя несколько слоев — и тогда тех, кто идентифицирует себя по разным параметрам, окажется куда больше. Примерно это происходит с нами всеми сейчас — в той или иной степени все имеют какое-то отношение к тому, что происходит. Моральное или эмоциональное, не говоря уже о прямом участии.
Ощущение позора селится в теле
Любые эмоции живут в теле. Страх и стыд, конечно же, тоже. Частая реакция психики на потрясение — отрицание. Не знать, не видеть, не признавать. На телесном уровне это может проявляться ухудшением зрения («страус спрятал голову в песок» — в буквальном смысле), аллергиями, дерматитами, головной болью. Могут быть трудности с дыханием, мышечные зажимы и «перекосы» позвоночника, как следствие.
Как только мы спроецировали все, что происходит, на себя, тело начинает отвечать и реагировать. Любые способы подавить свои эмоции, моральные принципы или личные воспоминания делают хуже — на ментальном и физиологическом уровне. Мало того, что мы отрицаем все, что происходит, мы еще и отрицаем себя самих — на уровне тела, на уровне памяти. Отнимаем у себя право на ошибку, на лояльность, на эмпатию — для этого нужны гибкость — и становимся категоричными и не способными на компромисс.
Получается странный парадокс: чем выше у человека врожденный уровень эмпатии, тем сильнее будет его стыд. И тем сильнее может быть отрицание — и, следом — агрессия и попытки всех убедить в своей правоте (начиная с себя, конечно).
Что делать с чувством стыда за других?
Для начала стоит признать, что у вас есть это чувство. Это может быть сложнее, чем кажется. Следом стоит сепарировать его на простые составляющие: чего конкретно вы стыдитесь, по какому параметру вы идентифицируете себя с человеком или группой? Где в теле сильнее всего отзываются ваши эмоции? Какого они цвета? Самостоятельно работать с такими вопросами может быть очень сложно — в запущенных случаях, отягощенных депрессиями или паническими атаками, лучше обратиться к психологу.
Если же вы можете осознавать все, что вы делаете и чувствуете — проведите внутреннюю инвентаризацию всего, что вы проживаете. И дайте своим эмоциям быть.
Не отказывайтесь от них, проживите все свои страхи и ужасы — установите лимит на проживание, не тоните в них. Это даст шанс оттолкнуться от дна и избавиться от негативных мыслей и эмоций. Тогда вы сумеете помочь другим исцелиться и избавиться от удушающего чувства стыда — а такая помощь сейчас потребуется многим.