Хамство отталкивает. Хамы отравляют жизнь своей навязчивостью, агрессивностью и грубостью. Как проще всего защититься от них, что сделать, чтобы завершить неприятный разговор или предотвратить конфликт?
В одних хамство просыпается ситуативно — например, срабатывают культурные триггеры. Или стрессовая ситуация вдруг делает из нормального милого человека агрессивного хама, которому сложно противостоять. Другие же считают подобное поведение нормой — поэтому хамят всем и всегда, без повода. Просто потому, что могут. Ровно до тех пор, пока их не поставят на место. Как это правильно и экологично сделать, рассказал писатель и психолог Пьер Массимо Форни.
Почему люди грубят и хамят?
Для того, чтобы уметь противостоять хамству, нужно точно понимать, почему и когда человек становится грубияном. Это происходит, когда мы защищаемся. И чем сильнее человек неуверен в себе, чем больше травм он получил в прошлом, тем сильнее он будет стараться защитить себя. Даже если ему пока еще ничего не угрожает — хамство часто является превентивной мерой.
Вы замечали, что действительно сильные духом и уверенные в себе люди редко даже повышают голос? Им этого просто не нужно. А вот маленькие собачки, например, способны заливаться лаем даже на пролетающих мимо мух. С людьми происходит примерно то же самое.
Если ребенка буллили в школе, а родители были с ним холодны, он будет стараться компенсировать свою настоящую или мнимую ущербность хамством, когда вырастет. Грубостью. Немотивированной агрессией. Понятно, что такое психологическое преимущество будет мнимым и очень шатким — всегда найдется кто-то, кто сумеет остановить такое поведение. Как прекратить конфликт с таким человеком?
1. Держите себя в руках и будьте вежливы
Если начать в ответ грубо орать и размахивать руками, это даст хаму возможность победить вас в привычной ему среде. Зачем это делать? Наверняка он куда лучше вас себя в ней ощущает. Выводите его в свое поле. Помогите этому человеку почувствовать себя лучше (хотя это и звучит парадоксально).
Если вести себя с достоинством, мягко, но решительно, хам сумеет расслабиться и успокоиться. Защищаться ведь не нужно, вы же дали ему понять, что ничем ему не угрожаете. Это даст возможность диалога. Всегда помните, что грубит человек от страха и одиночества, старайтесь ощутить к нему некое сочувствие. Это даст вам преимущество в разговоре.
2. Пресекайте игнор в ваш адрес — это тоже вид хамства
Консультант в магазине может не обращать на вас внимания или друзья, с которыми вы встретились в кафе, усердно пялятся в свои смартфоны. Логичнее всего спокойно и с юмором обратить их внимание на то, что диалог подразумевает контакт глазами и прямой разговор. Если же ничего не меняется — просто покидайте ситуацию. Скажите, что вам жаль — и уходите.
3. Научите ребенка не перебивать
Дети тоже отлично умеют хамить — например, с визгом и писком прибегают в разгар разговора взрослых. И требуют к себе внимания. Не нужно позволять им этого делать. Договоритесь о том, что малыш будет брать вас за руку, если вы заняты беседой — вы пожмете ее в ответ, давая понять ребенку, что вы его видели. И ответьте ему, как только сможете. Спокойно и коротко.
Если дети знают, что их продолжают любить, что их связи с вами ничто и никто не угрожает — они быстро сами найдут себе дело. Поговорите с ребенком в спокойной ситуации один на один, объясните ему, что отвлекая вас, он просто увеличивает время, которое вы проведете не с ним, а с другим взрослым.
4. Говорите о своем дискомфорте
Иногда бывают ситуации разного понимания личных границ. Нам кажется, будто человек уже перешел все красные и любые другие линии — а для него ничего такого не происходит, все в порядке. И что у вас с лицом? Не нужно ждать, что человек догадается о ваших переживаниях — проще всего сказать ему словами, что он вам мешает.
Например, слишком громким разговором по телефону, отсутствием личной дистанции, тоном диалога и так далее. Может оказаться, человек даже и не подозревает о том, что доставляет дискомфорт, так что вы страдаете и пылаете гневом совершенно напрасно.