Сексуальное насилие меняет сознание. Делает другим отношение к себе, своему телу. Заставляет иначе смотреть на мир, на отношения и, разумеется, на секс. Как сексуальность меняется в травме и можно ли вернуться к здоровым установкам?
После изнасилования женщина может замкнуться в себе и погрузиться в депрессию. Секс кажется отныне чем-то грязным и непристойным (вплоть до неконтролируемого спазма мышц влагалища при попытке проникновения). Но может быть и наоборот — женщина начинает «идти по рукам», демонстрировать странный сексуальный вкус, которого не было раньше. Например, играть с партнером (или партнерами) в изнасилование, желать подчиняться агрессивному партнеру и предпочитать секс пожестче. Почему так происходит?
Женщина может даже не помнить об изнасиловании — помнит тело
Гинеколог и сексолог Джен Гюнтер утверждает, что иногда распущенность в подростковом возрасте тоже является следствием изнасилования в детстве. В трети случаев воспоминание об этом вытеснено, потому что насильником был близкий человек девочки — отец, отчим, дед, дядя, хороший друг семьи. Впрочем, и взрослых женщин чаще всего насилуют хорошо знакомые люди. В том числе — собственные мужья. Еще и поэтому насилие так сложно классифицировать. Так тяжело сказать о нем вслух.
«Быть изнасилованной — стыдно»
Помните флэшмоб, который пару лет назад буквально всколыхнул гнев женщин в соцсетях? Об изнасилованиях или попытке это сделать писали тогда все, кто сталкивался с подобным. И главным, самым главным чувством был стыд. С тех пор не так уж много поменялось — женщина после насилия часто продолжает винить себя. Не так оделась, не так себя вела. Спровоцировала, была нетрезвой.
А уж если девочке насильник сумел внушить, что она — шлюха, и поэтому с ней так обошлись, то взрослая женщина именно так и будет себя вести. Пытаться получить внимание и тепло за секс. В то время как вообще-то секс всегда является способом выразить внимание и тепло. Показать и проявить любовь (естественно, только добровольно и по обоюдному согласию).
Искажения сексуальности после изнасилования
Какие еще искаженные представления о сексуальности могут быть? Их довольно много. Женщина в травме может считать секс долгом, неприятной, но необходимой обязанностью (по отношению к партнеру, например). Секс в ее представлении связан с болью, которую нужно терпеть. Это стыдное занятие, с помощью которого, тем не менее, можно получить любовь (как выстраданную плату). Это что-то, что один человек делает с другим.
А теперь посмотрим, как то же самое выглядит, если человек ментально и эмоционально здоров. Секс — это добровольный выбор, который можно отменить или прекратить в любой момент и без каких-либо последствий. Это приятные физические и эмоциональные переживания, которые оздоравливают и делают счастливее. Это способ проявить уважение и любовь к другому человеку, это парный танец — нежный и чувственный или страстный и горячий. Если так хочется обоим.
Не вините себя после изнасилования
Женщина не должна винить себя. Никогда. Не обязана оправдываться ни перед кем (включая себя саму): за свое прошлое, за ту боль, которую она пережила. За унижения, за явный или скрытый абьюз. Даже если она сама искренне считает, что спровоцировала любое насилие в отношении себя — насилие остается агрессией, а она — жертвой. Которой можно и нужно сочувствовать — только так можно исцелиться.
Осознайте факт насилия
Незнакомец с ножом в темном лесу — это понятная схема. Там все очевидно. А вот муж, который будет нудеть над ухом у измученной бессонницей (маленький грудной ребенок и недавние роды), пока не случится секс? А тот, кто будет намекать о финансовой зависимости жены и как бы шутя требовать орального секса? Он тоже насильник, но женщина чаще всего понимает это подсознанием. И секс постепенно становится для нее обузой и обязанностью. А начальник, который вроде бы шутит, но на самом деле домогается? Это тоже насилие. А кузен, который подглядывает в щелку двери во время переодевания?
Любое нарушение личных границ — эмоциональное или физическое — является насилием. И с ним нужно работать как с запросом. У психолога. Если воспоминание об изнасиловании вытеснено, его нужно извлечь, как бы это ни оказалось больно. На расстановках, во время гипнотерапии. До тех пор, пока осознания не настанет — не будет точки приложения. Ключа, которым можно открыть тяжелую заржавевшую дверь. Распутать эту историю, чтобы отпустить ее и освободиться по-настоящему.
Только тогда придет желание заниматься взрослым и зрелым сексом с кем угодно. На условиях равенства, уважения и тепла. Это может случиться когда угодно — но не раньше, чем женщина будет к нему готова. Сможет любить себя по-настоящему и осознавать свое тело цельным и живым.