Почему рекламную кампанию Донателлы Версаче можно признать поистине революционной: это римейк культового снимка «Адам и Ева», но на фотографии две женщины. Это Лилит и Ева. В чем гениальность замысла и при чем тут фем-оптика?
Общество разворачивается к идеям феминизма — медленно и неохотно, но это происходит. Последний тому пример — рекламная кампания Донателлы Версаче, которая переосмыслила культовое фото «Адам и Ева»: вместо них в кадре — Ева и Лилит. В образах которых, кстати, предстали сестры Хадид, что делает всю задумку рекламы Versace еще более глубокой. Еще пару десятков лет назад подобное и помыслить нельзя было: Лилит была персонажем опасным, коварным и скрытным, утверждает сексолог и психолог Эмили Нагоски. Разбираемся, что с нами со всеми произошло и что будет дальше.
Исторический и культурный образ Евы
Ева — привычный и безопасный образ женщины. Она создана из ребра Адама (а по другой версии — из его хвоста, с которым мужчина был создан изначально и на память о котором нам всем достался копчик). Это женщина, которая всегда будет на вторых ролях, ее сделали для того, чтобы она подчинялась, была смирной и покладистой. В муках рожая детей своих. Позже в христианстве Ева обернулась Девой Марией — то есть стала, в первую очередь, матерью. А все сексуальное, плотское, живое и непосредственное из образа убрали подальше.
И это вполне понятно — такой женщиной, заклейменной печатью первородного греха, просто и легко управлять. Она должна быть мужней женой, исправно рожать, не роптать и не жаловаться на женскую свою долю. А желать удовольствий (в том числе сексуальных) было нельзя — ну, собственно, «не очень-то и хотелось».
Такое положение вещей всех устраивало столетиями напролет. Женщины, которые осмеливались выглядеть чувственно (и действовать) быстренько объявляли ведьмами и жгли на кострах. Или клеймили блудницами и тоже обходились с ними нехорошо, мягко говоря.
И мы все отлично такой расклад помним, правда? Да и сейчас, чего уж там, по многим параметрам он не слишком поменялся.
Исторический и культурный образ Лилит
С Лилит все сложнее, это персонаж теневой (а теперь — почти что знамя феминизма, и вовсе неспроста). Ее имя замалчивали и прятали, но она все равно проступала под другими масками и ипостасями. Очень коротко, первая жена Адама была создана одновременно с ним — то есть на равных, из одной и той же первозданной глины. Эта женщина-амазонка не желала подчиняться кому бы то ни было, за что ее и вычеркнули из легенды о Рае и Яблоке. И вообще отовсюду.
Почему так случилось? Да потому, что эта строптивая, дикая и своенравная женщина, чего доброго, могла бы разрушить стерильный мужской мир. В котором жене (никаких других возможных вариантов, даже думать не смейте!) отводилось совершенно конкретная роль. Очень непритязательная. Поэтому Лилит окрестили демоном и врагом — так надежнее. Но полностью избавиться от нее не получилось — потому что невозможно полностью убить саму женскую суть.
Адам и Ева или Ева и Лилит?
Эта модель пары считалась единственно верной. Именно ее воплотили Клаудия Шиффер и Сильвестр Сталлоне в рекламе Versace Home 1995 года. А сейчас, почти 30 лет спустя, Донателла Версаче решила сделать неожиданный ход и разместила Еву и Лилит. И это прекрасно.
Сестры стоят рядом. Они прекрасны и равны. И это говорит о том, что женщина вообще-то может выбирать любую ролевую модель. Быть нежной блондинкой или страстной брюнеткой. Родить ребенка и быть замужней дамой или строить карьеру и детей принципиально не хотеть. Можно вообще все, если этого требует натура — и секс в любом виде и количестве, и финансовые успехи, и саморазвитие любого толка, и просветление в стиле дзен.
А Адам? Он тут вообще ни при чем. Его дело — быть собой и заниматься своими мужскими делами. И принимать свою избранницу (что Еву, что Лилит) такой, какой она является. Не ломать и не менять под себя. И не грозить пальцем (ну или чем еще), если обе сестры вдруг выберут не его, красавца, а кого угодно другого. Или предпочтут вовсе наслаждаться обществом друг друга. И сумочками, конечно. Прекрасными модными сумочками. Например, Versace.