Мойше Фельденкрайз создал метод работы с телом через психику (и наоборот). Во всем мире его используют музыканты, спортсмены, танцоры, учатся чувствовать и совершенствовать движения, метод помогает восстанавливаться после травм и болезней, не уставать и двигаться легко и грациозно. Эксперт подробно рассказывает, как Фельденкрайз разработал свою методику и почему она так востребована.
Научиться по-настоящему можно только тому, что имеет к вам прямое отношение.
М. Фельденкрайз
Юлия Крюкова, консультирующий психолог центра «Поговори со мной», специалист по телесно-ориентированной терапии рассказывает о Мойше Фельденкрайзе и его методе телесной работы.
Отношение к телу
В современном мире к человеческому телу довольно неоднозначное отношение. В каких-то концепциях оно воспринимается как инструмент достижения целей: там его укрощают, тренируют, укрепляют. В других признают его свободу, но при этом и отдельность от внутреннего: там тело — это оболочка для души. Но особенно отрадно, что в современных реалиях всё больше приветствуется концепция единства и целостности внутреннего и внешнего, духовного и телесного. И растёт осознанное восприятие и внимание к телу и его процессам как к тому, что отражает внутренний духовный мир. Что способствует тому, что всё больше людей используют различные телесные практики как способ работы с психикой.
Методы работы с психикой через тело
На настоящий момент в мире существует множество техник и направлений, работающих с психикой через тело: Розен-метод, техника Александер, рольфинг, кинезиология, соматика Ханны и другие. А также один из наиболее известных — метод Мойше Фельденкрайза, о котором и пойдёт речь в этой статье.
Какой метод работы с телом разработал Мойше Фельденкрайз?
Для того, чтобы составить более полное представление о телесной педагогике Фельденкрайза (официальное название метода), не обойтись без рассказа о жизни его создателя. Мойше Фельденкрайз — физик, обладатель черного пояса по дзюдо и создатель первой школы дзюдо в Европе. Фельденкрайз создал уникальную систему двигательного переобучения, направленную на восстановление и развитие природной грации. Слово «грация» здесь не случайно, поскольку сам Фельденкрайз говорил: превращайте сложные действия в лёгкие, а лёгкие в грациозные. Он считал, что естественность, лёгкость и грация — качества осознанного движения.
Биография М. Фельденкрайза
Мойше (Моше) Пинхас Фельденкрайз родился 6 мая 1904 года в городе Славута (в настоящее время — Украина). Профессиональный путь Фельденкрайза начался в Палестине, куда он переехал в 1918 году. Там он участвовал в еврейских группах самообороны и разработал свою собственную технику самозащиты. Там же в футбольном матче он повредил левое колено. Позже последствия этой травмы станут для Фельденкрайза отправной точкой для начала исследований работы с телом. В 1930 году Мойше уехал в Париж и закончил технический колледж по специальностям машиностроение и электротехника, работал в Институте радия, учился в Сорбонне. В 1935–1937 годах он участвовал в постройке генератора Ван-дер-Граафа, который использовался в экспериментах по делению ядра атома, и занимался исследованиями магнитного поля и ультразвука. Параллельно с научной деятельностью Фельденкрайз изучал дзюдо и преподавал джиу-джитсу. В начале войны он бежал в Англию, где работал в британском Адмиралтействе и одновременно вёл группы дзюдо и самообороны. В это время его колено напомнило о себе, и в поисках решения проблемы Фельденкрайз начал формировать свой метод, вести экспериментальные группы и заниматься индивидуально с некоторыми коллегами. После войны Фельденкрайз оставил службу, переехал в Лондон, вёл группы дзюдо и заседал в международном комитете по дзюдо. В 1949 году он опубликовал первую книгу о своём методе «Тело и зрелое поведение» (Body and Mature Behavior) и начал изучать актуальные на тот момент направления работы с телом. В начале 50-х Фельденкрайз уехал в Израиль, чтобы возглавить израильский военный департамент электроники, но перебравшись через несколько лет в Тель-Авив, начал зарабатывать на жизнь исключительно преподаванием своего метода. Около 1955 года он открыл курсы «Осознавание через движение» (Awareness through Movement®) и начал широко представлять свою работу в Европе и США. Один из известнейших фактов в биографии Фельденкрайза — его занятия с израильским премьер-министром Давидом Бен-Гурионом, которому он давал уроки «функциональной интеграции» (Functional Integration). В середине 60-х Фельденкрайз активно издаётся и открывает собственную студию — постоянное место для практики. Там же, в конце 60-х прошла его первая программа по подготовке преподавателей. Последние годы жизни Мойше Фельденкрайз активно преподавал в Израиле и США, готовя специалистов, работающих по его методу.
Как видно из биографии Фельденкрайза, на его понимание телесности и формирование подхода оказали влияние множество идей из самых разных сфер его жизни. Это и боевые искусства, и точные науки, и география его перемещений, и другие существовавшие в одно время с ним концепции работы с телом. Все эти факторы так или иначе нашли отражение в его собственном взгляде на тело и методе, направленном в первую очередь на восстановление и осознание процесса движения.
В чем суть метода Фельденкрайза
Система Фельденкрайза простая и сложная одновременно. Простая потому, что уроки, которые разработал Мойше, не требуют никакой специальной физической подготовки и доступны людям любого возраста. Сложная потому, что это не упражнения по готовым инструкциям, а именно уроки, а ещё вернее — двигательные задачи, решение которых требует сосредоточенности, самостоятельного поиска подходящего каждому конкретному человеку лёгкого комфортного движения.
Основной вопрос, который проходит красной нитью через каждый урок: как сделать движение легче? Для этого нужна не физическая сила, а активный ум и внимание к ощущениям. Чтобы ответить на этот вопрос, человек начинает пристально исследовать движение, наблюдать, как двигается тело, что делают разные его части и как они взаимодействуют в этом движении. Следующий шаг заключается в том, чтобы остановиться, подумать и начать выполнять движение с целью его почувствовать. Чтобы чувствовать, надо делать мало и медленно. Большие амплитуды и высокие скорости не дают возможности разобраться в тонкостях движения. И это самое сложное в методе, потому что сосредоточенность часто показывает насколько много напряжения присутствует в тех или иных, даже самых простых и привычных нам действиях.
Познать себя через движение
Метод Фельденкрайза — это исследование собственных движений и расширение образа себя за счёт развития мышечного чувства и чувства движения. Что стоит за этим с точки зрения физиологии и нейропсихологии? Образы движений хранятся в командных нейронах коры головного мозга. Часто эти образы сужены, неполны или их просто мало вследствие очень разных причин — наследственности, боли, травм развития, физических травм и т.п. Но самая существенная причина — это недостаток обучения. Учась заново самым простым вещам — стоять, ходить, сидеть, вставать со стула — мы обнаруживаем в себе новые способности и новые возможности. Отсюда и название — телесная педагогика. Именно простота и в то же время универсальность метода, созданного Фельденкрайзом, позволяет использовать его для решения очень большого спектра задач —
- в обучении музыкантов, танцоров, спортсменов,
- в реабилитации после травм и инсультов,
- в работе с сенсо-моторным развитием детей.
То есть везде, где мы имеем дело с движением.
Как мы представляем себя?
Также Фельденкрайз исследовал бессознательный или телесный образ Я. В одном из упражнений участникам предлагалось с закрытыми глазами показывать размеры той или иной части тела. На основе этой практики позже психологами была создана методика промеров по Фельденкрайзу, где в процессе воссоздаётся субъективно воспринимаемый образ тела, который далее используется в терапевтической работе.
Однако, в классическом варианте работы по методу Фельденкрайза представлено два основных направления
- Сознавание через движение (Awareness Through Movement, ATM) — групповые занятия, состоящие из набора разных простых двигательных упражнений, где ведущий направляет действия участников вербальными инструкциями — объяснениями, но без указания на то, как делать «правильно». Такие упражнения также можно делать самостоятельно, слушая записи уроков и самостоятельно выполняя описываемые действия. Подобные аудио-инструкции довольно легко можно найти в интернете.
- Функциональная интеграция (Functional Integration, FI) — индивидуальные невербальные сеансы, в которых движение участника направляется движением практика. Такие сеансы, как правило, проводятся на специальной кушетке (вариант массажного стола) с применением особых подушек, валиков и других материалов, которые используются для поддержки положения тела и организации движения, а также как средство обратной связи. Здесь довольно велико сходство метода с другими практиками, например, с Розен-методом.
В качестве важного дополнения стоит отметить, что в рекомендуемых стандартах практики Международной федерации метода Фельденкрайза говорится о том, что метод не является ни медицинской, ни массажной или какой-либо другой терапевтической техникой, ни техникой bodywork. Однако в России и в некоторых других странах его иногда относят к методам телесно-ориентированной психотерапии, а также к методам альтернативной и комплементарной медицины.
В чем помогают занятия по методу Фельденкрайза
- стоять и сидеть не уставая, ходить легко и грациозно;
- ложиться спать расслабленным, вставать отдохнувшим;
- почувствовать гибкость и радость движения;
- противостоять возрастными изменениями через восстановление мышечной чувствительности;
- освобождают от скованности, механистичности движений;
- делают движения выразительными, эмоциональными и пластичными;
- лучше ощущать пространство;
- обрести устойчивость и точность движений, уверенность в себе;
- тонко и точно чувствовать свое тело, развивать осознанность;
- развивать внимание к внутренним процессам.
Физическое и ментальное восстановление
Как видно из вышеописанных пунктов, педагогика Фельденкрайза способствует восстановлению человека не только на физическом, но и на ментальном уровне. Обретаемая свобода движений будет усиливать и свободу вашей личности от когда-либо навязанных стереотипов и установок. Поиск оптимального, подходящего именно вам движения, будет способствовать развитию внимания к собственным потребностям и желаниям, фокус с внешнего будет смещаться на внутреннее. Медленный ритм, необходимый для сосредоточенности и чувствования движения, как правило способствует развитию навыка замедляться и отдыхать, который просто необходим жителю современного мегаполиса. Ну, и самым большим «бонусом», пожалуй, можно считать развитие чувствительности как телесной, так и эмоциональной. Сам процесс чувствования движения будет способствовать развитию чувствования себя, своих эмоций, состояний и переживаний. А внимание и поиск лучшего для себя решения — будет способствовать тому, что эти состояния будут вами проживаться. А привычные паттерны поведения, избегания, сужения восприятия и автоматизмы будут постепенно заменяться на состояния, ощущения и эмоции, делая вашу жизнь более наполненной и счастливой.
Полезные книги о методе Фельденкрайза:
- Ф. Уайлдмен «Движение без боли. Легендарная система Фельденкрайза»
- М.Фельденкрайз «Осознание через движение»
Официальная страница Международной федерации метода Фельденкрайза
Подборка ресурсов о методе Фельденкрайза на русском, в том числе с уроками