Вы ещё не знаете, что такое фемтех? Значит, Вы отстали от жизни. Рассказываем, что это значит, приводим наглядный пример и поем осанну. Потому что фемтех — только для нас.
Фемтех — (сокращённо от английского female technology) — это техническая сфера, играющая ключевую роль в разработке технологически инновационных решений в области здравоохранения и гигиены для женщин. Один из самых прогрессивных и быстроразвивающиеся современных рынков. Индустрия XXI века во всех аспектах. И действительно самое лучшее, самое обоснованное и логичное, что могут сделать женщины для женщин в области технологий.
В компаниях фемтех могут работать не одни женщины, конечно, но создают их преимущественно женщины, руководят — тоже, и клинические и медицинские испытания продукции проводят исключительно на женщинах.
Вы скажете, что последнее очевидно и логично, но так было не всегда.
Как клинические испытания стали доступны женщинам
В США женщинам «с детородным потенциалом» долгое время было запрещено участвовать в клинических исследованиях, включая самые важные для них самих и человечества в целом. И только в 1993 году был принят документ, не просто разрешающий включать женщин в клинические исследования лекарственных средств на всех, даже ранних фазах, а подтверждающий эту необходимость. Указанные требования распространяются на исследования и биологических продуктов, и медицинских изделий. Конечно, при соблюдении действующих норм и правил проведения испытаний, ответственность за что возлагается на исследователей и особенно — этические комитеты медицинских учреждений.
Этические комитеты — тема интересная, но вернёмся к фемтеху.
Что такое Femmys
В этом году у фемтеха появилась своя программа награждения — Femmys, суть которой — выделить инновационные продукты, решения и компании на рынке. Программа Femmys Awards 2021 открыта для всех лиц, компаний и организаций, занимающихся производством продуктов и услуг в области цифрового здравоохранения и медицинских технологий, непосредственно направленных на улучшение здоровья и благополучия женщин. Результаты узнаем в следующем ноябре, а пока — немного исследований.
Перспективы фемтеха
Консалтинговая компания Frost & Sullivan подсчитала: к 2024 году выручка фемтеха в мире достигнет 1,1 миллиарда долларов, при этом среднегодовой темп роста составит 12,9%. В отчете говорится, что с помощью решений, нацеленных на раннюю диагностику и использование подключенных медицинских услуг, эти технологии могут снизить расходы на здравоохранение. «Уменьшая общее бремя расходов страны, одновременно повышая стандарты здравоохранения и качество жизни женщин».
Почему стоит инвестировать в фемтех?
А разве непонятно? Его потенциал огромен: женское здоровье — это не только женское здоровье, оно влияет на мужчин, детей и целые семьи, поскольку женщины чаще являются основными опекунами.
Сама идея этого бизнеса прекрасна: не только получение прибыли, но и сосредоточение внимания на решении женских проблем.
Плюс это глобальный технологический прорыв.
Но скажи сто раз слово «халва» — во рту сладко не станет. Чтобы вы поняли, насколько крут фемтех, расскажем об одном из его стартапов-лидеров мирового рынка.
Как гаджет помогает женскому здоровью
Eli — канадский стартап, разрабатывающий продукт для отслеживания гормонов в домашних условиях. Всего три простых шага. Вы берете образец слюны с помощью картриджа, вставляете его в небольшое портативное устройство, которое фиксирует ваши суточные колебания гормонов, — и приложение предоставляет мощную информацию, включая ваш гормональный фон и точное количество фертильных дней. С помощью этих данных можно достичь различных целей, в том числе — избежать естественной беременности или зачать ребенка.
Как Eli создавался?
“Сначала мы спросили сотни женщин, десятки врачей и себя, как будет выглядеть идеальное решение. Было точно ясно: продукт обязан быть приятным в использовании — в дополнение к эффективности, неинвазивности и отсутствию гормонов» — рассказывает соучредитель и генеральный директор Eli Марина Павлович Ривас. Технологию создавали с нуля, потому что ни один из существующих продуктов не отвечал всем этим критериям.
В чем уникальность его характеристик? Способность технологии измерять несколько гормонов и использовать слюну в качестве входных данных (вместо мочи или крови). Измерение гормонов может дать желаемый эффект, а использование слюны — основа для получения наилучшего долгосрочного опыта. Плюс продукт максимально прост для интеграции в повседневную жизнь.
А что у нас?
Пандемия привела к росту спроса на digital health во всем мире, и Россия — не исключение. Крупнейшие успешные проекты здесь — AMMA Pregnancy Tracker, лидеры российского фемтеха, в 2019 году приложением пользовались 2/3 всех беременных женщин России, “Мобильное приложение N 1 в сфере женского здоровья» Flo, проводник в мир беременности и воспитания ребёнка Happy Mama и приложение для беременных Wachanga, постоянно расширяющееся за счёт смежных тематик (СЕО компании — мужчина, но множество инсайтов он получил от жены). А также Mom Life, Mama Pro и «СберЗдоровье».
Отечественные эксперты считают, что весь digital health можно отнести к фемтеху, поскольку традиционно в России забота о здоровье всей семьи лежит на плечах женщин. 83% респондентов-женщин уверены: наша роль в сохранении здоровья семьи значительно выше, чем у мужчин, — и 65% мужчин с этим согласны.
Но нет проектов, предлагающих технологичные гаджеты для женского здоровья.
Хотя мы уверены — они скоро появятся. Возможно, уже в разработке.
Что может помешать развитию фемтех в России?
- Отсутствие государственного финансирования на начальном этапе. Даже в остальном мире фемтех сильно недофинансирован: до него доходит только 1,4% всех инвестиций, направленных в проекты в области здравоохранения. Но, например, для упомянутого стартапа Eli большинство средств дала государственная программа поощрения компаний, разрабатывающих прорывные технологии.
- Этичные институты, особенно федеральный. По идее они должны помогать, но в России все бывает.
- Косность некоторых потенциальных инвесторов мужского пола, для которых некоторые темы женского здравоохранения (особенно связанные с фертильностью, менструацией, интимной гигиеной) — табу даже для обсуждения. Дать деньги на технологическое развитие менструальной гигиены решится не каждый. Разве что жена заставит. А ведь это — поле непаханое.
В общем, да здравствует фемтех! Мы ждём продолжения и обещаем информировать вас о всех стоящих новинках этого важного рынка.