Когда чувства и эмоции столь сильны, что не хватает слов, мы слагаем стихи, когда и поэзии мало — рождается песня. Она выражает самые мощные состояния: счастье, горе, страсть и любовь. Пение – наша базовая потребность, голос и звук – проводники к себе и лекари. Но почему-то многие стесняются своего голоса и не разрешают ему жить полной жизнью. Певица, актриса и эксперт по вокалу Екатерина Гришаева делится своим восприятием голоса и методами его раскрытия и принятия.
Екатерина Гришаева владеет своим голосом виртуозно. В группе КУБАнаТЫ она исполняет латиноамериканскую музыку – страстную и зажигательную, для детей – пишет душевные веселые песни, в составе джаз-бэнда – вибрирует на грани реальности. Она использует голос как вокальный инструмент, знает про него все и уверена: нам необходимо звучать. Голосом мы коммуницируем друг с другом и познаем себя. Голос резонирует в нас и влияет на здоровье психическое и физическое. Екатерина преподает студентам ГИТИСа и учит их дружить со своим уникальным звучанием, убеждать, вызывать эмоции и выражать их. Попробуем так же! Узнаем у профессионального вокалиста, как принять и использовать собственный голос.
Стонать и плакать — нужно
Пение – вовсе не удел особенно одаренных людей. Периодически душа просит петь у всех нас. Давать волю эмоции через пение – не всегда то, что нуждается в зрителе и становится искусством. Это самовыражение, и внешняя форма не важна, если ты не на сцене.
Через музыку мы можем экологично проживать эмоции, которые зашкаливают, и не только позитивные. Пропевать, проплакивать горести не менее целительно. Екатерина вспоминает деревенскую профессию «плакальщиц», которые мелодично завывают и дают дорогу громкому выражению горя, показывают: так можно! Можно плакать и стонать в голос, не держать в себе! Певица рассказывает: «На уроках по спонтанному пению в Казани была очень сложная группа: в их традиции запрещено плакать по умершим, и все занятие студенты рыдали — поколениями сдерживаемый стон прорвался, и они оплакивали каждый свой род».
Как пение влияет на тело
Голос, конечно, инструмент высших сфер и выразитель духа, однако, и телу он приносит немало пользы. Более того, звучание голоса — это предельно физиологичный процесс. В жизни мы используем легкие на двадцать-тридцать процентов — пение требует более интенсивной работы дыхательной системы. Это и массаж внутренних органов, и профилактика застоев в легких. На занятиях вокалом мы уделяем больше внимания области ниже ребер, дышим глубоко и полноценно всем телом, насыщаемся кислородом на 100%. В Индии и Китае звук используют как целительный инструмент. Единица измерения звука – герц, частота колебания звуковой волны, и чем она больше, тем звук выше. У каждого органа человеческого тела с точки зрения древнейшей индийской музыкальной системы своя частота, которая его гармонизует, поэтому, если есть проблема – пой на этой частоте и будет тебе счастье! При заболеваниях щитовидной железы, спазмах в челюсти и других частях тела, упадке сил и наоборот, в хорошем настроении. Пропевая звуки в определенной последовательности, можно влиять на работу всех систем организма. И, конечно, вокал – хорошая физическая нагрузка. После интенсивного занятия с непривычки может заболеть пресс.
Как медитировать и раскрывать творческий ресурс с помощью голоса
Екатерина годами наблюдает, как звучит наш русский язык. Вывод интересный: при всей поэтичности мелодика у него бедная, разговор на русском – довольно монотонный. Мы мало используем голос и не знаем его возможностей. А ведь чем разнообразнее мы звучим — тем больше звуковых волн через себя пропускаем. Попробуйте исследовать свой голос! Издавайте разные звуки: высокие, низкие, громкие и тихие, по-разному эмоционально окрашенные. Вокал – своего рода медитация: помогает сосредоточиться на своем теле, животе, межреберных мышцах, косточках, пазухах и не отвлекаться на «мысленную жвачку». Играя звуком, мы входим в транс и разговариваем с телом: чувствуем, как вибрируют ключицы, грудь, голова, дальше больше: мы можем ощутить отклик в лопатках, локтях, плечах и даже уловить вибрации от пения в пятках! Так можно медитировать целый день, наблюдая, как голос распределяется по телу. Мы выходим в творческое состояние, это приятно и дарит множество озарений и осознаний.
Вокальная терапия
Через голос мы можем осознать проблемы, экологично проработать травмы и принять себя. В разных ситуациях мы звучим по-разному: голос соотносится с тем, что сейчас происходит в жизни. Екатерина учит, как можно услышать себя и понять, где блок, где голос перестает звучать. Она взяла за основу систему семи энергетических центров (чакр) — если голос из них «не идет», это говорит о травме.
1. Копчик, корневой центр – самый низкий глухой голос животной силы, а также «внутренней старухи», или Бабы Яги. Бездоказательность, безоценочность, базовые инстинкты и состояние «я есть». Здесь кроется и природная агрессия, и позволение ее себе. Часто низко не могут звучать люди, которых в детстве травмировали ограничения «мальчики не плачут», «девочки так себя не ведут». Кстати, есть мнение, что любовь подростков и тоддлеров к «ужасным» репперам – это то самое природное, животное, истинное. Поэтому не всегда стоит падать в обморок от музыкальных вкусов детей.
2. Низ живота – удовольствие и страсть (в том числе в боли и гневе). В нашей культуре здесь больше всего блоков: бессознательный запрет на получение удовольствия, выражение эмоций, «стыдно», «неприлично», сексуальные табу. То же и с гневом: злиться нельзя, ныть некрасиво. Голос помогает снять внутренние цепи и запреты. Очень много мировой музыки звучит из этого «центра», построено на стоне, звукоизвлечении из низа живота: артисты поют про боль, страсть, удовольствие (особенно латиноамериканцы). И помогают дать ход этой энергии через баллады, эмоционально заряженные песни. В танцах тоже зачастую работает низ живота.
3. Солнечное сплетение — центр боли, голос власти и голос начальника, революционера, подростка. Громкий, направленный, безапелляционный, сметающий все на своем пути. Этот тот самый «строгий мамин голос», которого невозможно ослушаться. Если он не получается – повод подумать, что вас подавляет.
4. Сердце. Мягкий, обволакивающий, обнимающий, любящий, принимающий голос. В этом центре встречаются земная и небесная энергии, соединяются мягкость и звучность, и это далеко не всем дается.
5. Горло. Довольно высокий, при этом приглушенный, как бы оплетающий звук и слегка «отрешенный»: таким голосом мы рассказываем сказки. Его стихия – эфир, нечто эфемерное и неконкретное. При этом голос остается плотным и дает дорогу всему, что мы чувствуем, недаром горло – это ворота. Такой голос летит и покрывает собой большое пространство. Нет ли у вас проблем в чтении сказок и выражении чувств? Голос покажет.
6. Межбровье – духовный голос, интуиция, связь с высшими силами. Мы практически не разговариваем таким голосом, им поют литургию и общаются с «высшими мирами». Попробуйте извлечь из своей глубины этот духовный звук.
7. Над головой. Это звук, который не воспринимает наше ухо. «Звук мыслей». Познать его можно условно, попробуйте прислушаться и понять (услышать не получится, как ультразвук), как могут звучать ваши мысли. Это больше психотерапия и работа с глубинами собственного я.
Мой голос – принимаю!
Екатерина часто сталкивается на занятиях с тем, что людям не нравится свой голос. И она предлагает намеренно позвучать его самыми «некрасивыми» проявлениями. И понять, принять свой уникальный голос, данный нам природой. Это алмаз, который можно огранить, отшлифовать, но ценность его заложена в нем самом. Голос – наш «ретранслятор», он рассказывает нам о здоровье тела и духа, прекрасный инструмент самодиагностики и путь к творческим ресурсам. Используйте его по полной, исследуйте — и пойте, когда поется. Это очень приятно. И, как выяснилось, полезно