Велнес на заводе – как вам такое? Мы побывали в гостях у гиганта производства бытовой химии Grass и узнали, как такой бизнес делает счастливыми людей и окружающую среду.
Grass начинался в 2003 году и известен среди автолюбителей и владельцев автомоек своими линейками профессиональной автохимии, а также бытовой химией. У средства Azelit в тиктоке свой многомиллионный фан-клуб домохозяек и всех, кто любит быстро наводить чистоту. Однако, при чем тут велнес? Рассказываем.
Счастливые люди
«Мы вчера были на выживании!» Молодые сотрудники с горящими глазами делятся впечатлением от экстремального квеста, который устроил им накануне Михаил Грачев, основатель Grass. Всем понравилось, команды сплотились и сблизились, озарения и новые идеи в работе, жизнь кипит. Не все многочисленные командообразующие тусовки сотрудников Grass проходят с долей экстрима, но иногда «нужны испытания, чтобы расти и развиваться» — уверен Михаил, молодой миллионер, участник закрытого предпринимательского «Клуба 500» и успешный бизнесмен. Тим-билдинг и совместные выезды, в том числе в уютный и крутой домашний ресторан в усадьбе Михаила с чудесной собакой Махой – часть жизни сотрудников Grass. Он и сооснователь завода Константин Феданов вывели бизнес на многомиллиардные обороты с помощью счастливых мотивированных людей. Лидеры Grass учились другой реальности на Западе: гостили у Стива Джобса, вдохновлялись дыханием стартапов Силиконовой долины и бизнес-подходом AirBnB и Tesla, брали идеи обустройства офиса у Google — привезли багаж идей со всего мира не в столицу, а в небольшой город Волжский. Потому что, по мнению Михаила, среду нужно создавать вокруг себя, а не ехать за счастьем в большие города.
В итоге появилась большая семья и Grassfamily – отдел заботы о людях в компании. И внутренняя валюта Grasscoin-ы (1 коин – 200р). Сотрудники благодарят ими коллег, которые чем-то помогли в работе, а на накопленные деньги команда едет в СПА или на курорт (впрочем, на них еще можно купить себе корпоративную футболку или поесть, но СПА интереснее). Здесь очень чисто, удобно, приятный глазу светлый дизайн пространства, продуманные мелочи и лофт-столовая с вкусностями. На стенах офиса многочисленные постеры про счастье, Agile и Кайдзен – то, что делает работу эффективной.
Что это такое?
Agile – понятие из IT: быстро думать, легко двигаться. На заводе Grass это работа командами над каждой задачей, короткие спринты (забеги, мозговой штурм) о том, как сделать клиенту хорошо. Обсуждение деталей – от шрифта на этикетке до формы дозатора — на комфортных воркшопах вместо скучных презентаций и совещаний и много свободы: хочешь, сиди на полу, хочешь – возьми в столовой пива (эксперимент Михаила: за год пиво купили всего несколько человек, это скорее атрибут свободы и выбора). Нет начальников – есть модераторы, те, кто направляет и вдохновляет. Глава компании – за одним столом с сотрудниками, объединение не по отделам, а по задачам, гениальные идеи рождаются в кругу. Люди вдохновляют друг друга.
Scrum-доски по всему офису, все задачи и планы пишут на стикерах и перемещают их из области «запланировано» в сторону «сделано» по мере выполнения. Завод живет и дышит, ни одна хорошая идея не проходит мимо, в приоритете — свобода, взаимопомощь и забота.
Кайдзен – японская бизнес-философия непрерывного совершенствования бизнес-процессов через улучшения в мелочах. На заводе Grass есть ящик для предложений, любой сотрудник может положить туда свою идею, и если она сработает – получит поощрение. Предложили уже больше 1400 улучшений, будь то обновление формы заказа для клиента или хранение сырья в лаборатории. Что угодно — лишь бы работало лучше, чем прежде. Из совершенствованных мелочей строится многомиллиардный бизнес.
«Долой экспертность! Мы можем научить, как достичь успеха, делая все неправильно», — заявляет Михаил. И это не про отсутствие квалификации, а про смелость, неожиданность и решительность в воплощении идей.
Рефиллы и химия на розлив: как завод меняет сознание потребителя
Ближайшая из смелых идей – островок химии на розлив. Эксперты сомневаются, что получится, поэтому «долой экспертность». Идея отличная, к Новому году ждем такие островки в нескольких городах России. Смысл в экономии пластика: покупатель каждый раз наливает нужное средство в одну и ту же бутыль. Такой остров может стать «французким рынком», где встречаются знакомые района, болтают обо всем на свете с продавцом, который спросит: «Вам как всегда?» — и нальет нужное средство в бутылку. Сама химия хранится в перерабатываемых и повторно заполняемых пластиковых пакетах в картонных коробах, которые при утилизации уменьшают углеродный след: так как в сложенном виде компактно располагаются в транспорте в отличие от объемных пластиковых бутылок.
То, что уже воплощено и работает: Duty Box, «дочка» завода Grass. Коробка с концентратами всей необходимой в доме бытовой химии. 50ml концентрата разводится с водой в бутыли 500 мл, когда средство заканчивается, нужно докупить маленькую капсулу, и снова разбавить. Экономия пластика – 95%. Концентрат можно брать с собой в кармане в любые поездки и походы, разводить в любой емкости. В России до этого еще не додумались (хотя на рынке есть средства с концентратами от зарубежных производителей, но в другом виде). Михаил уверен: этот продукт может изменить потребительские привычки и люди будут выбрасывать в сотни раз меньше пластика.
И это говорит производитель бытовой химии? ХИМИИ?
Да, Михаил Грачев в прошлом химик и любит повторять: вы не того боитесь. В своих средствах Grass использует не агрессивные фосфаты, щелочь и хлор, а энзимы, кислоты и ПАВ – они биоразлагаемы. Есть линейки эко-средств, которые сейчас в процессе получения экомаркировки «Листок жизни», завод уже производит эко-щетки и бамбуковую микрофибру для уборки дома, и в лаборатории постоянно разрабатывают новые составы, в том числе абсолютно экологичные.
А от того, чем действительно можно нанести большой урон природе, Grass избавляется и стремится ни много ни мало к Zero Waste. Не человек. Завод – к Zero Waste.
Почему это возможно?
Как минимум, потому что Grass выбрал устойчивое развитие и стремится сохранить природные ресурсы, климат и экосистемы. Сейчас предприятие использует 20% переработанного пластика для производства новой тары. И процент будет расти. В офисе и цехах стоят контейнеры для раздельного сбора отходов, проводятся конкурсы по сдаче пластика для сотрудников. Внутренние правила предписывают пользоваться своими кружками, а также собирать крышки от бутылей для кулеров – их пнд-пластик годен для переработки. Михаил и Константин нашли подрядчика в Волгограде, который перерабатывает не только пластик, но и чеки и Тетра Пак, так что столовая тоже в деле. Grass смог договориться с городом Волжским, где поставил свои контейнеры, и отслеживает, чтобы отходы действительно ехали к подрядчику, а не на общую свалку. Программа сбора пластика Grass работает и у дилеров в 25 регионах (урны для раздельного сбора отходов и скидки на продукцию осознанным покупателям в разных городах России).
В перспективе: собственная линия переработки пластика, большой пункт сортировки мусора и солнечные батареи на фасаде офисного здания.
Как Грасс исправляет эклогические ошибки
В прошлом году компания израсходовала стретч-пленки для обмотки палет больше, чем диаметр планеты. Чтобы не обмотать землю полностью, придумали, как уменьшить ее расход: стали производить частично из переработанной этой же пленки (полностью пока не получается – прочность теряется, но разработки идут), и уменьшили количество витков вокруг палеты.
Отдел бережливого производства Grass постоянно ищет способы предотвращать появление отходов. Внутренние исследования показали, что расход бумаги за 2020 год – 2,5 млн листов, то есть загублено больше 200 деревьев. Выяснилось, что можно существенно сократить количество бумаги, убрав товарно-транспортные накладные для водителей, уменьшив шрифт на документах, и сменив формат некоторых листов с а4 на а5. И, конечно, внедрив электронный документооборот между партнерами. Экономия оказалась ощутимой – около миллиона листов. Конечно, цель – вообще не пользоваться бумагой, Grass к этому идет.
Лайфхак от завода Grass
Для хранения и перевозки товара используйте вместо пузырчатой пленки картон, нарезанный в шредере. Сотрудники Grass провели эксперименты: бросали коробки с товаром в картонной стружке с высоты, возили по кочкам и по-другому издевались :) Оказалось, резаный картон амортизирует и сохраняет товар лучше, чем наши любимые лопающиеся пузырьки, которые засоряют планету.
#ГРАССЛЕС
Команде журналистов вместе с сотрудниками Grass раздали многоразовые бахилы (проявили заботу о наших белых кроссовках!), жилетки и саженцы дубов. И вместе мы с невероятной скоростью высадили большую дубовую рощу недалеко от завода. За ней будет следить местный лесник, и если увидит неприжившиеся дубки, заменит. Грасс сажает лес по всей России и к 2030 году планирует увеличить легкие планеты на 300 тысяч деревьев.
Вот вам и химзавод.