Купала — купол года. Многие праздники, связанные с солнцем, считаются языческими, устаревшими, в современной жизни неактуальными. И тем не менее, мало найдётся людей, которые не слышали о Купале — чаще всего в варианте «Праздник Ивана Купала».
Этнопрактик, мастерица по работе с обрядовыми инструментами рассказывает, что это за праздник и почему мы не забываем о нем из лета в лето.
Представления о Купале у современных людей очень искривлены — кроме папоротника, костра и купания мало что приходит на ум. Но сила этого времени такова, что сквозь века, христианство, советскую власть память о нем дошла до нашего времени. Этот праздник — один из четырёх, составляющих так называемый большой солнечный крест, и связаны они все с годовым движением Солнца, точками солнцестояний и равноденствий.
В наших широтах даже сейчас мы радуемся солнечным дням, а у крестьян от лета, тепла и солнца зависело выживание всей семьи и общины, особенно долгой зимой. Неудивительно, что празднование, обращение к солнышку, приёмы народного целительства, неотъемлемой частью которых были травы, заготавливаемые летом, не смогли искоренить никакие усилия властей.
Когда наступает настоящий Купала?
В России неоднократно менялись календари. В этнографических источниках даты указаны по старому и новому стилю, и сейчас праздники, которые в том или ином виде дошли до нашего времени, мы знаем по новому стилю.
Но старый стиль — в среднем на 2 недели опережающий новый — точнее совпадает с природными ритмами. Именно по нему даты праздников приходятся на упомянутые выше астрономические события. Это важно, ведь мы говорим о природных праздниках! На даты же по новому стилю в природе никаких особенных событий уже не приходится, да и наполнены они церковной, христианской символикой — и Рождество, и Масленица, и Покров. День Ивана Купала по церковному календарю — Рождество Иоанна Предтечи. Это совсем другие праздники, другие смыслы. В сознании людей же они порой странно переплетаются с солнечными, ещё больше искажая общую картину, запутывая, сбивая с толку. Традиции «того», настоящего Купалы перескочили на две недели вперед вместе со сменой календаря. И имя святого соединилось с названием старинного солнечного праздника.
Купол года: травы, купание в росе и другие обряды
Купальское время — период наивысшей точки годового движения Солнца, купол года. С этой точки Солнце по чуть-чуть, но неизменно начинает двигаться к зиме, к окончанию года. И все силы природы в это время находятся на своём пике. Дни перед Купалой — именно солнечным, а не церковным праздником, приходящимся на период летнего солцестояния, т.е. 21 июня — назывались Зелёными святками. Именно святки — время, посвящённое травам, в эти дни они наполнены теми волшебными силами, о которых все мы много слышали.
Это время целительства — возвращения цельности тому, что по каким-то причинам ее, эту цельность, утратило: и человеку, и пространству. Травы собирали рано утром, приносили в дома, раскидывали по полу, сушили на зиму для чаев, еды, лечения, делали веники для бани… Чествовали, наряжали березки — они олицетворяли девушек на выданье, цветущих, но ещё не плодоносящих. Этому возрасту и связанному с ним задачам посвящена большая часть предкупальской обрядности.
Помимо трав на рассвете очень полезно купаться в росе — эфирные масла выступают на листьях, смешиваясь с каплями воды, оказывая благотворное воздействие на кожу и организм в целом. Девушки умывались росой для красоты, наполняясь силой трав и цветов, плели венки — символ девичества — которые дарили нравящемуся парню или в купальские празднования пускали по реке, гадая о замужестве.
Важной частью святок является помин умерших родственников. В святочное время — и зимой, и летом — границы между мирами живых и мёртвых тонки или вовсе стираются. Предки приходят на землю, благословляют будущий урожай и людей.
А поскольку праздник солнечный, Солнце — огонь, родилась традиция прыжков через костер. В обрядах огонь очищает. Считалось, что костер помогает зажечь «внутренний огонь». Он и сегодня важен и нужен современному человеку.
Легенда о цветке папоротника
Это точка полугодового итога — во что направляли мы силу всю первую половину года, сейчас находится в активном росте и вскоре принесёт плоды. Какими они будут — зависит только от нас. Известный купальский символ — цветок папоротника и трудности его добывания так же связаны с потусторонними силами. Христианство демонизирует его, но народное мировоззрение очень практично: нет плохих и хороших сил, есть то, что мне сейчас, в данных жизненных обстоятельствах, полезно или мешает. Сохранилось множество быличек о том, что цветок папоротника отправлялись искать в купальскую полночь в глубину леса — а лес нечеловеческое пространство — и нашедшему его открываются тайны, особые способности и подземные клады.
Считалось, что человек, нашедший цветок папортника, «будет все знать», видеть, какой вред причинен тому или иному человеку и как его исправить, получит возможность понимать, о чем говорят животные и растения. То есть по сути человек приобретает дар особого, тонкого виденья, взаимодействия с природой и окружающим миром. А вовсе не золото и бриллианты, как представляется многим. Для людей, живших в такой тесной связи с природой, как люди в деревнях, под одной крышей с домашними животными, работающих на земле, еду и даже одежду выращивающих себе собственноручно — так ли ценно было золото, как способность слышать и чувствовать окружающее пространство?!
В природных праздниках, особенно такого уровня, как праздники большого солнечного креста, огромное количество смыслов и сил! Это интереснейшее исследование не на один год, открывающее новые и новые грани родной культуры, того мифологического мировоззрения, в котором природа виделась гораздо более живой, чем сейчас нам рассказывают в школе! Как волшебный цветок папоротника, такие праздники дарят возможность тоньше чувствовать мир, себя, жить в соответствии с ритмами природы, питающей нас силами.