Старость раздражает. Болезнями, немощностью, морщинами, неприятными запахами. Старость пугает своей неизбежностью. Почему мы боимся стареть (хотя это естественный процесс) и как побороть в себе эти страхи.
Людей, которым искренне нравится все, что связано со стариками, очень мало. Согласно опросам, в той или иной степени геронтофилия (боязнь старости) характерна для почти 90% взрослых людей среднего возраста. И это, на секундочку, при том, что у всех нас есть пожилые родственники — да и все мы однажды станем стариками. Видимо, в этом все и дело.
Страх старости сильнее даже страха смерти
Парадоксально, но перспектива состариться кажется нам более устрашающий, чем тот факт, что однажды каждый из нас умрет. Связка тут простая, утверждает телесный психотерапевт Елена Рыжкова. Умирать — это для многих из нас все же разовое и относительно быстрое явление. Сам момент смерти очень короткий. И он приносит облегчение и избавление от мук.
А вот старение — это растянутый во времени процесс. Всем известно, что поочередно будут отказывать разные функции организма (включая ментальные, когнитивные и физические). Это будет постепенное угасание, с которым никак серьезно бороться нельзя. И старые люди нам, людям среднего возраста, об этом напоминают. Самим фактом своего существования. Своей шаркающей походкой, болезнями, тяжелым дыханием. Забывчивостью и неуклюжестью. Мы готовы помнить о том, что нас однажды не станет, ок — но думать о старости явно неприятно.
В каком возрасте наступает старость
На этот вопрос нет точного ответа. Одни в 40 готовы сесть в кресло с газетой и вести себя, словно древние старики — их на удивление много среди мужчин и женщин. Такие люди охотно жалуются на болезни и лишний вес, брюзжат на молодежь и «современные нравы» и видят все в мрачных тонах. Население планеты стремительно стареет — и, по оценкам специалистов ВОЗ, с ростом числа пожилых людей растет и число тех, кто боится старости. Парадокс, правда?
Другие же в 90 полны сил и задора, энергии и радости. Таких людей не так уж и много, но они точно есть. Они смеются над стереотипами, над общественным мнением и собственным возрастом. Они делают то, что хотят, потому что умеют жить сегодняшним днем и выжимать из него доступный максимум. И немного больше.
Эйджизм и сексизм: пора с ними заканчивать
Именно страх старости рождает тех, кто проводит в жизнь идеи эйджизма и сексизма — например, о том, что после определенного возраста человек не может полноценно работать. Даже самому талантливому специалисту в возрасте 40+ довольно сложно найти работу. А в 50+ эта возможность и вовсе становится призрачной. Но ведь иные возрастные профи действительно могут принести предприятию куда больше пользы и прибыли, чем вчерашние студенты! Но нет, нет.
И это очень грустно: зрелые и грамотные представители многих профессий с огромным опытом вынуждены соглашаться на копеечные непрестижные должности. И терпеть некомпетентность начальников, которые им и в подметки не годятся профессионально.
Нас уверяют, что быть сексуальной равно быть молодой. И стройной. Но ведь это неправда! В любом возрасте привлекательность зависит от множества факторов, среди которых возраст близко к последним местам. А спекулировать на молодости очень выгодно огромной бьюти-индустрии.
Что делать со страхом старости?
Начинать менять мир с себя. Понимать, что наши страхи и неприятие пожилых людей — это всего лишь проекции нашего нежелания становиться дряхлыми и беспомощными. Если есть возможность — останавливать дискриминацию по возрастному признаку. И — готовиться к старости.
Идеи трансгуманизма обещают нам всем однажды бессмертие, но пока это все область идей. Пусть и прекрасных. А нам остается следить за своим здоровьем, беречь его и учиться радоваться тому, что у нас есть прямо сейчас. Потому что ничего другого мы все равно себе дать не можем. Кроме оптимизма, любви к себе, спорта и здоровых привычек. Чтобы следующие 10-20-30-60 лет прожить счастливыми. И, по возможности, способными мыслить и передвигаться самостоятельно.
Но и это уже очень немало, правда?