Солнце — теплое, снег холодный, мама всегда любит своего ребенка. Это очевидные истины и любое проявление нелюбви к детям оказывается табуированным со стороны общества. И самой женщины. Почему возникает такое чувство и что с ним делать?
Говорить вслух о том, что собственный ребенок вызывает раздражение, а то и откровенную ярость, нельзя. Окружающие в лучшем случае начнут за это упрекать, а в худшем — объявят маме настоящую войну с угрозами и оскорблениями. Однако эта табуированность очень опасна: всякая женщина, у которой возникают подобные эмоции по отношению к собственному ребенку, считает себя при таком раскладе чуть ли не монстром. Зато когда она узнает, что она совершенно нормальна — более того, подобных случаев много, ей становится много легче, — утверждает семейный терапевт Линда Кэрролл.
Спокойное признание проблемы — нелюбви к ребенку — единственный способ что-то с ней сделать. А вот замалчивание и заталкивание проблемы внутрь человека всегда приводит к выплеску агрессии, которая обернется против самой женщины или ее малыша. Почему мама может не любить своего ребенка? Причин множество.
Несоответствие стереотипов о материнстве и реальности
В эту ловушку чаще всего попадают молодые женщины: в соцсетях можно видеть красивые картинки. На них идеально причесанные миленькие пухлощекие младенцы улыбаются на руках у стройных и подтянутых мам. Конечно, с прической, маникюром и в красивой одежде и на каблуках. Эта мама успевает и готовить пять блюд, и заниматься модным фитнесом, и быть социально активной, и зарабатывать получше иных мужчин.
Очень мало кто из популярных блогеров пишет, что дети — это грязная растянутая майка, заляпанная кашей или другими малопривлекательными субстанциями. Это бессонные ночи и круги под глазами, это бесконечная усталость от бега по кругу и «дня сурка». Да, дети — это счастье и восторг, но еще и действительно очень тяжелая работа. Порой — на грани выносимого. А иногда, увы — и за гранью.
Не люблю ребенка? Мне нужна поддержка
И вот как раз в этом состоянии «за гранью» и возникает чувство: я не люблю. Хотя чаще всего как раз речь об усталости, выгорании, послеродовой депрессии или других ментальных проблемах. Которые можно и нужно решать, но для этого требуется время и помощь других людей. Иногда такой вот выгоревшей женщине достаточно просто начать спать на три часа дольше (например, наняв няню) или получить возможность работать или заниматься спортом (хотя бы те же пару часов). И она приходит в себя, в ней просыпается материнский инстинкт.
Тут снова нужно сказать «огромное спасибо» обществу, которое так любит снобски поджимать губы: от чего это ты устала, дома сидишь? Бабушки в поле рожали и дальше косить шли, мамы растили нас без горячей воды и стиральных машинок, чего ты ноешь? Поэтому нам так тяжело просить о помощи. Признавать себя слабыми, уставшими, несовершенными. Живыми. Ведь мамы, действительно, как-то справлялись?
Спасайте себя сами, не ждите непоправимого
Не ждите выгорания. Просите о помощи. Договаривайтесь с другими мамами, чтобы отдыхать поочередно, пока малыши играют или спят вместе. Если стоит выбор между «поспать» или вымыть пол («малышу нужна влажная уборка три раза в день, и пеленки нужно утюжить с двух сторон!») — ложитесь спать. Серьезно. Чувствуете, что не справляетесь? Не молчите, спрашивайте в профильных пабликах, что делать. Звоните подруге или маме. Отправляйтесь на консультацию к психологу.
Не сравнивайте себя и свою жизнь ни с кем
Не сравнивайте себя с глянцевыми картинками, не ориентируйтесь на рассказы мамочек на площадке — как она успевает и то, и это. Может быть, она просто забыла рассказать, что у нее на подхвате еще две бабушки и три няни?
Не любить в какой-то момент ребенка — нормально. Не испытывать к нему любви и не впадать в экстаз при виде крохотных пальчиков и сморщенного личика сразу после родов — нормально. Только из этой нормальности вы можете отправиться исследовать гормональный фон (он часто является причиной эмоциональной нестабильности). Наладить грудное вскармливание и режим дня. А вот из чувства вины и злости на себя сделать не получится ничего. Или это будет очень, очень тяжело.