Рассказываем про мощный опыт настоящего медитативного ретрита в горах Лаго-Наки с мастером Премгитом де Санти и его женой, помощницей, переводчицей и вдохновительницей Альвой.
Кто проводит ретрит, немного биографии
Альва и Премгит – вторые имена, саньясы, их присваивают Ошо-практики тем, кто научился разного рода медитациям и стремится в духовном развитии выйти за пределы ограничивающего разума к своему сознанию.
Франческо де Санти — итальянец, с детства рос в среде духовных практик. В его семье вместо ссор и выяснения отношений устраивали шеринги (от слова share – разделять) с хохотом и объятьями. Что не мешало ему в юности хулиганить с одноклассниками, а во время ретрита ругаться на адыгейский пармезан :)
Франческо с ранних лет владел навыками массажа шиацу, медитировал, в Soundyoga обучился виртуозному мастерству терапии с помощью тибетских чаш и гонга.
Валентина (Альва) познакомилась с Франческо на ретрите Прашантама, ученика Ошо. По образованию бизнес-переводчик, она ушла из крупной компании по продаже немецкой посуды в «духовное плавание». Приняв саньясу и научившись медитациям, работе с тибетскими чашами, искусству Aura Soma и чакровому массажу, начала совместный путь вместе с итальянским мужем… по окрестностям Кавказа. Валентина и Франческо живут и работают в Пятигорске и устраивают терапевтические ретриты в самых живописных местах страны: горах Осетии, Адыгеи, Приэльбрусье, Улутау и так далее. В таких местах исцеляющий эффект практик усиливается.
Параллельный мир
Ретрит не связан с религией и мистикой, это путешествие к себе и освобождение от гнева, тревоги и депрессивных состояний, развязывание внутренних узлов с помощью медитаций, дыхательных упражнений, спонтанных танцев, тибетских чаш и обязательных шерингов. Расширенная и углубленная психотерапия. Франческо де Санти называет ее «стиральной машиной» для сознания. Ретрит помогает убрать занозы, которые мешают гармонично жить, и найти ответы и свой путь к решению проблем. И для этого нужно иногда провалиться в параллельный мир, совсем не такой, какой окружает в повседневной жизни.
Практики ретрита в основном проходят в зале. Иногда громко и со стороны странно и даже немного дико. На вопрос соседей по отелю: «вы что, секта?» — Премгит отвечает: «Мы психологическая терапевтическая группа». Точнее не придумаешь. Она соединяет самых разных людей: рядом на ковриках провизор и кардиолог, руководитель строительной компании, хотельер, владелец магазина одежды, переводчик, таролог, учитель танцев, остеопат и так далее. Многие повторно: такие ретриты хорошо проходить хотя бы раз в полгода. Все приезжают со своими «больше не могу» и «не вывожу», «зашел/шла в тупик», «устал/а», каждый везет балласт проблем, чтобы сбросить его в бездну гор.
Групповая энергия
Ретрит предполагает полное погружение и своего рода аскезу: например, селиться рекомендуют по двое, не из экономии, а для терапевтического эффекта. Люди — зеркала, в каждом отражаемся мы сами, и к концу ретрита по-разному начавшиеся отношения выходят на уровень принятия и благодарности. Все глубоко в своих процессах и одновременно под защитой мощной групповой энергии, которая как купол отгораживает от внешнего мира. И если кто-то не приходит на практику, «дыра» в этом куполе ощущается физически.
Странно и при этом ресурсно было находиться в непривычном обществе, где всем не до тебя (все погружены в свои трансформации) и при этом все с тобой. Функцию «а что люди скажут» можно смело оставлять на пороге, не пригодится. На таком ретрите можно быть собой тотально и вырастить самооценку. Потому что от людей получаешь только поддержку и уважение к твоему темпераменту. Хочешь общаться — вперед, столько новых и интересных людей! Не хочешь — никто и не подумает прервать твою внутреннюю тишину, пока ты сам не решишь из нее выйти в люди.
Что мы делали на ретрите?
Все практики – с повязкой на глазах для полного погружения в себя. Я поняла, что если ты пошел на такой эксперимент: ничему не удивляйся и отключай скептика. Просто будь и делай. На каких-то практиках будешь храпеть, на танцах иногда еле двигаться, тотальность — она разная. Процесс все равно идет, мы приходим на ретрит не для того, чтобы быть отличниками.
Каждый день – этап, от отпускания до кульминации: возрождения. Все утра начинаются с динамической медитации, неудобной, сложной, выворачивающей наизнанку и к тому же «потогонной», при этом мощной и ресурсной. Премгит напоминает: «Будьте тотальны. Забудьте о физиологии, перестаньте думать о том, как вы выглядите и звучите, отдайтесь процессу полностью». Только так получится пройти «динамику». Она состоит из 5 частей.
- Вначале обманываем мозг сбивчивым дыханием, не давая встроиться ни в какой ритм. Избавляемся от стереотипов на уровне тела и ума.
- Самое сложное, но возможное: погрузившись в себя, не замечая никого вокруг и полностью тотально отдавшись процессу, изрыгаем и извергаем из себя все, что просится наружу, избавляемся от мусора в голове. Парадоксально, но в одиночку на такое решиться сложнее. Замучают комплексы, к тому же найти место, где можно орать (иногда матом), рычать, выть, рыдать, петь, лупить землю и стены, дико хохотать – не так просто. В общем потоке такая практика проходит естественно и каждый настолько погружен в себя, что не слышит, что творится вокруг. А вот соседи, конечно, удивятся.
- Часть «Who», или «Кто я». Прыжки с повторением этой мантры получатся, если войти в транс и поймать ритм. Премгит называет ее «молотком», который отбивает наросшие на сознание негативные установки, внутренние ограничения и тревоги.
- Когда кажется, что уже невозможно, музыка обрывается и начинается этап «Стоп», в котором нужно не просто замереть как в игре «море волнуется раз», а постараться оставить свое тело, не дать мозгу управлять им.
- И в финале празднование всего, что удалось преодолеть на непростой медитации: спонтанные танцы. Их на ретрите было много, они входят в разные практики, к тому же ведущие устраивали отдельные часовые марафоны таких танцев: под самую разную музыку с припевами со смыслом: «It’s my life», «Je ne regret de rien» и так далее. Лучше всего танцевалось под Богемскую Рапсодию — она про все! Ведущий неоднократно повторял: «Свобода внутри тебя», и мы искали ее в себе. И это невозможно прекрасно и целительно: танцевать без внутренних и внешних ограничений.
Каждый день утром и вечером были и другие практики:
- Мы тряслись и принимали тишину на кундалини-медитациях.
- Болтали друг с другом на тарабарском языке в практике «Джиббериш». Удивительный эффект: мозг придавал смысл тарабарщине и интонировал беседу. Через это «бла-бла» тоже выгружали из себя лишнее.
- В наших «социальных» перерывах между практиками мы забирались в самые красивые горы и на фоне сногсшибательных видов босиком делали дыхательные упражнения ци-гун и собирались в круг делиться впечатлениями.
- Играли в откровенную игру «Секрет», в которой Премгит раскрыл каждого участника и помог проработать тяжелейшие психологические травмы. Все секреты остались в той комнате при свечах, где мы погрузились в боль друг друга и испытали катарсис.
- Сидя на головокружительной вершине, отпускали с ветром в горах все плохое.
- Обязательно слушали тибетские чаши и гонг. В первый день у меня, автора этих строк, началось что-то вроде видений: как слайды сменялись разные картинки в голове, физически было ощущение, что меня кто-то поднимает с пола и вот-вот начну левитировать. Премгит уверил, что я не схожу с ума и ощущения эти «как по инструкции»: так мозг и тело избавляются от ненужной информации и ощущений. Я хорошо «очистила кэш», и на следующих чашах испытывала только приятные вибрации.
- Шеринги – обязательная и важная часть ретрита. Мы делились ощущениями от практик, инсайтами и трудностями, и каждому Премгит давал мудрую, добрую и подробную обратную связь. Многим из нас он помог поменять самоощущение и отношение к жизненным перипетиям, найти силы полноценно жить свою жизнь.
- И, наконец, родились заново. Для этого днем мы спускались в Азишскую пещеру, утробу земли, с намерением вынырнуть обновленным. Природа перевыполнила наш план: мы приехали в летний дождь, провели в пещере час, успели сделать дыхательные упражнения в наполненной озоном атмосфере и вышли наверх… в Рождество! За время нашей «утробной» жизни снаружи повалил снег и вынырнув, мы оказались в белом раю. Вечером того же дня повторили рождение через родовые пути из согруппников и одеял. Ликовали и поздравляли каждого новорожденного.
Ретрит – это большая маленькая жизнь. На нем происходит гораздо больше, чем описано в статье. Это одновременно групповой и индивидуальный процесс больших перемен в сознании. Осознание человеческой красоты и собственных возможностей. Мы успевали не только медитировать, путешествовали по Адыгее, попадали в приключения (чего стоит совместное вытаскивание машины из внезапного снега), учились друг у друга (лично я – варить кофе с пенкой и делать яйца-пашот :) и не хотели расставаться. Вернулись – другими. Заряженными любовью и силой. Эффект стал виден в первый же день возвращения в повседневность. Навалились заботы, которые никуда не делись, но появилась способность решать и реагировать на жизнь спокойно и осознанно. Сосуд ресурса наполнился. Побочный эффект: глаза открылись, лицо разгладилось и помолодело.