Методика основана на трёх эго-состояниях человека, которые он проявляет в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации. Разобравшись с ними, взаимодействовать с людьми станет намного легче.
«Трансакционный анализ личности является одновременно теорией жизни. Каждый человек появляется на свет, обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем» — так сказал основатель теории Эрик Берн ещё в 1996 году.
В человеке одновременно уживаются три аспекта — Родитель, Взрослый и Ребёнок. В зависимости от ситуации, количества проблем, настроения и внешних обстоятельств человек находится в одном из трёх состояний.
Для начала необходимо разобраться в своих аспектах и научиться осознанно ими управлять, переключаться из одного в другое, что поможет избегать конфликтов и постоянно находится в комфортном психологическом состоянии. А позже анализировать поведение окружающих и правильно строить диалоги.
Я — Родитель
Человек в этом эго-состоянии повторяет поведение своих родителей (или тех, кто их заменял). Например, он может реагировать теми же жестами, высказываниями или проявлять похожие эмоции. Берн говорил: «Каждый носит в себе своих родителей».
Родительское состояние приводит к тому, что индивид реагирует на внешние обстоятельства так, как желали бы их родители. В таком случае практически невозможно принимать решения, основываясь на собственных желаниях и эмоциях.
Люди, находясь в этой позиции, часто употребляют «должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к окружающим. Пытаются научить кого-то, защитить и проявляют чрезмерную опеку.
Я — Взрослый
Взрослый аспект помогает нам выжить. В этом состоянии человек фокусируется на анализе данных, чтобы объективно и разумно оценить происходящее. Он смотрит на ситуацию с разных сторон и принимает удобные и выгодные решения не только для себя, но и для других.
Эта та личность, которая строит планы, зарабатывает деньги и берет за всё ответственность, в этом состоянии человек спокоен.
Типичные фразы для «Взрослого»: «Я уверена, что найду правильное решение…», «Давай обсудим проблему…».
Я — Ребёнок
Здесь отсутствует логика и смысл. Всё определяется желаниями и эмоциями, которые трудно сдержать: детские реакции, непосредственность, частые обиды на пустом месте.
Такое поведение — это проекция нас самих из детства. Соответственно, фразы «Не хочу!», «Мне так тяжело», «Вечно ты меня ругаешь» часто встречаются в разговоре с человеком в позиции Я — Ребёнок.
Когда все три аспекта в человеке гармоничны, тогда обеспечивается успех как на работе, так и в личных отношениях. Однако в реальной жизни позиции Родитель и Ребёнок проявляются сильнее, что сказывается на поведение и коммуникации человека в обществе: он может быть критичным, гиперответственным или, наоборот, обидчивым и неспособным контролировать себя.
Научившись четко разделять эго-состояния, можно подстроиться по человека в нужный момент и начать правильный диалог без недопониманий и сложностей.